Ученые из Гарвардского университета измерили характеристики так называемой энтропии квантовой запутанности, которая определяет уровень кажущейся случайности при наблюдении этого явления. Таким образом физики показали, что это явление, означающее взаимовлияние частиц на расстоянии, можно наблюдать не только в паре частиц, а и в большем их числе. Статья опубликована в журнале Nature, об исследовании рассказывает сайт Science News.

Физики использовали лазер, чтобы создать оптическую клетку с четырьмя отдельными отсеками, в каждый из них поместили по одному атому рубидия, охлажденному почти до абсолютного ноля. Управление настройками лазера позволяло регулировать высоту перегородок между отсеками. Если они были достаточно низкими, атомы могли оказываться в нескольких отсеках сразу, благодаря своим квантовым свойствам. Таким образом, взаимодействуя между собой, они создавали состояние квантовой запутанности.

Далее ученые создали пару таких одинаковых систем с четырьмя отсеками, подтвердив идентичность при помощи техники, применяющейся для сравнения фотонов. После чего сравнили, что происходит в двух отсеках. И такая часть одной системы отличалась от аналогичной части другой системы. «Разница между частями, при том, что целое у них идентично, возможно объяснить только явлением квантовой запутанности», — поясняет руководитель исследования Маркус Грейнер (Markus Greiner).