Правое полушарие активнее работает, когда мозг обрабатывает турецкий язык свиста «куш дили», считают ученые из Германии. Они предлагают использовать свистовой турецкий для обучения больных, потерявших речь из-за нарушения мозгового кровообращения в левом полушарии. Результаты исследования опубликовали в журнале Current Biology, передает Science.

Жители деревни Кускёй (Kusköy) в Понтийских горах на северо-востоке Турции уже лет четыреста как общаются свистом. Так в горах можно передать информацию на расстояния до пяти километров. Считается, что язык свиста, или куш дили (kuş dili), аналогичен по структуру и грамматике разговорному турецкому, только у него другая форма передачи.

Автор исследования Онур Гюнтюркюн (Onur Güntürkün), биофизиолог из Института когнитивных нейронаук в Бохуме, с коллегами задался вопросом, может ли правое полушарие играть более значительную роль в процессе использования куш дили, ведь мозг должен перевести мелодию в слова. Чтобы проверить гипотезу, ученые провели классический эксперимент. Они посылали два схожих по звучанию слога «ба» и «да» в правое и левое ухо испытуемого одновременно через наушники. А затем спрашивали, какой слог услышал человек.

Если «ба» посылали в правое ухо, большинство людей слышали «да». Это оттого, что слуховые нервы в правом ухе приглушают сигналы в левой стороне мозга и его центрах обработки языка, тогда как нервы в левом ухе несут сигнал к правой стороне мозга прежде чем ретранслировать их назад в левое полушарие. Когда сигнал из левого уха, наконец, прибывает по назначению, левое полушарие уже занято переработкой звука из правого уха.

Ученые повторили эксперимент со слогами куш дили. В качестве испытуемых выступали носители языка свиста. В классическом эксперименте все они продемонстрировали доминирование левого полушария при разговоре на турецком. Когда же в наушники пошел свист, между полушариями установился баланс. Люди правильно опознавали слоги из левого и правого уха примерно с одинаковой частотой. Это означает, что правое полушарие играет большую роль в данном случае. А вот почему так происходит, еще предстоит узнать.

Гюнтюркюн полагает, что куш дили могут использовать люди с потерей речи после инсульта в левом полушарии. Их можно бы научить свистеть слова.

Свистовой турецкий стремительно исчезает. Сейчас им владеет около 10 тысяч человек. Мобильные телефоны вытесняют куш дили. Сотовыми охотнее пользуются, потому что с их помощью можно безопасно посплетничать — а свист слышит вся деревня.