Африканская рыбка Nothobranchius furzeri, весь жизненный цикл которой умещается всего в всего три месяца, по этой самой причине служит отличным модельным организмом для изучения процессов старения, пишет газета New York Times. Команда генетиков из Стэнфордского университета (США), под руководством Энн Брюне (Anne Brunet) и Итамара Харела (Itamar Harel) уже расшифровала геном необычной рыбки, о чем подробно рассказала в своей статье, опубликованной в журнале Cell. Это достижение может открыть пусть к созданию лекарства против старения.

Nothobranchius furzeri живет во временных озерах — фактически, больших лужах, которые возникают в Восточной Африке в начале сезона дождей и быстро пересыхают, когда он заканчивается. По этой причине рыбке нет смысла жить долго. Всего за 40 дней после вылупления из икринки она вырастает до своего максимального размера в 6,5 см, после чего спаривается, откладывает икру, стареет и умирает. В процессе старения у рыбок начинаются возрастные болезни и атрофия мускулов.

Столь короткий жизненный цикл, в сочетании со схожестью с процессом старения человека, делает Nothobranchius furzeri отличным объектом для изучения процессов старения и их генетических причин. До сих пор для этого использовались мушки-дрозофилы, черви-нематоды и лабораторные мыши. Но мушки и черви — беспозвоночные, то есть находятся на эволюционной лестнице очень далеко от человека, а мыши живут несколько лет, что делает исследования более долгими. Короткоживущая африканская рыбка лишена всех этих недостатков.

Команда стэнфордских ученых, используя новейший метод CRISPR/Cas9, секвенировала (расшифровала) и проанализировала геном Nothobranchius furzeri, выделив в нем гены, отвечающие за старение. Это достижение, как рассчитывают ученые, позволит разработать новые эффективные лекарства от старения. Например, средство, которое увеличит продолжительность жизни рыбки на две недели, в масштабах человеческой жизни может дать прибавку в несколько лет. «Надеюсь, это откроет двери как для нашей лаборатории, так и для других», — сказал по этому поводу д-р Брюне.

Недавно другим ученым из того же Стэнфорда удалось разработать метод удлинения теломер — той части хромосом, которая во многом связана с процессом старения и многими заболеваниями. Ученые из других разных стран тоже исследуют аспекты продления молодости: только за последнее время удалось выяснить, что здесь могут помочь ибупрофен, красное вино и жирная диета. Из этого сочетания вырисовывается прекрасная старость, надо заметить.