Скалы, леса и озера в  дымке святой тишины.

Радость усталого взора, тусклые краски бледны.

Солнце июньское низко, северный полдень не жгуч.

Чуется, скрытая, близко родина снега и туч.

Ф. Сологуб

В этих краях томилось в ссылке «Брауншвейгское семейство»*, отсюда же несколько столетий назад юный Михаил Ломоносов отправился в Москву. Тут родились скульптор Ф.И. Шубин и лингвист Б.А. Серебренников,  а в допетровские времена местные жители вывели породу бело-черных пятнистых коров, которых вскоре прозвали «холмогорками».

Холмогорские земли, бывшие до начала XVII в. центром Подвинья, издавна славились уникальным народным промыслом — резьбой по кости. Обитатели окрестных сел ловили рыбу и охотились на моржей, поэтому в материалах недостатка не было. Долгими северными вечерами, после тяжелого дня, многие жители занимались резьбой по кости. Особый «холмогорский» стиль сложился к XVIII столетию. В изделиях того времени прослеживаются центрально-русские и северно-русские традиции, техники немецких, нидерландских косторезов. Среди самобытных черт выделяются сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, цветная гравировки, подкраска.

Уже в XVIII в. холмогорские изделия были известны во всей империи. Изящные украшения, шкатулки, гребни из слоновой, моржовой и мамонтовой кости вызывали интерес и при дворе. Из протоколов Верховного Тайного Совета известно, что императрица Екатерина I хранила личные вещи в холмогорских ларцах. У наследника царского престола великого князя Павла Петровича было несколько шахматных наборов из лавки холмогорского резчика О.Х. Дудина.

В Эрмитаже можно увидеть  парные вазы конусообразной формы, которые в 1798 г. подарил императорской чете резчик Н.С. Верещагин. Эти вазы побывали в первом российском кругосветном путешествии с экспедицией И.Ф. Крузенштерна. Их должны были подарить японскому императору, но посольство не приняли и вазы вернулись в Россию.

Материал для изделий отличался разнообразием: мастера использовали как дорогую слоновую кость, так и обыкновенную трубчатую кость домашнего скота. Распространенным вариантом были кости тюленей, рыб, моржей, а также ископаемая мамонтовая кость. Простую животную кость часто окрашивали в зеленые и коричневые цвета, что придавало материалу благородный вид. Многие мастера украшали костяные пластины глазковым орнаментом, который с древних времен был распространен у народов Севера. Глазковый орнамент представлял собой кружок с точкой в центре. Зачастую его натирали бронзовым порошком и наносили на зеленые и коричневые пластины. Распространен был и растительный орнамент: изящные ветви, листья и цветы,  а также причудливо изогнутые завитки. Иногда пластины покрывали цветной фольгой или слюдой, а изделия украшали ажурной резьбой «на проем».

В конце XVIII — начале XIX вв. работы стали оформляться по строгим канонам классицизма. Гравировка приобрела блеклые желтоватые оттенки и глухие тона зеленого. В то же время изделия начали украшать вставками из клыков моржей и сюжетными композициями (например, сценами охоты). Господствующими оттенками в гравировке стали коричневые, желтые, оливковые и красные.

Во второй половине XIX в. произошел резкий спад косторезного дела. Все более востребованными становились фабричные изделия, которые были значительно дешевле и проще в изготовлении. Искусством костяной резьбы в холмогорских землях продолжило заниматься лишь несколько мастеров. Стремясь спасти угасающий промысел, местные власти в 1885 г. открыли при Ломоносовском сельском училище класс резьбы по кости, но спустя 15 лет он был закрыт по прозаической причине: не было учеников. 

Постепенное возрождение художественной резьбы началось в 30-е годы ХХ в. 1 октября 1934 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполкома даже принял  постановление о путях развития холмогорского промысла. Ведущим стилем с 30-х по 50-е годы был сталинский ампир. Значительным новшеством стало появление в  этот период бормашины. Ближе к 1960-м распространились новые жанровые сюжеты, посвященные социалистическому строительству, мастера начали обращаться к более крупным формам. После полета Юрия Гагарина появились сюжеты с космической тематикой. Последующее десятилетие стало периодом возращения к историческому наследию и традиционным приемам.   Отличительная черта промысла в конце ХХ — начале ХХI вв. — рост индивидуальности в творчестве мастеров.

Сейчас художественной резьбой занимаются на фабрике  в селе Ломоносово, где живут десятки семей, в которых уже несколько поколений занимаются старинным промыслом. Многие мастера имеют домашние мастерские. Инструменты и технология почти не изменились с XVIII в., разве что ПВА сменил рыбий клей.

Резьба по кости — работа небыстрая и кропотливая. Материал очень хрупкий, а тонкие узоры требуют безошибочных движений и высокого мастерства — только при этом сочетании можно превратить обычную животную кость в причудливое холмогорское кружево.

*Так называлось семейство Антона Ульриха Брауншвейгского и Анны Леопольдовны после дворцового переворота 1741 г., когда их сын Иван Антонович был свергнут с российского престола.

Источники фото: Boyd Christiansen on Unsplash