Космический мусор может стать причиной военного конфликта

Ученые предупреждают: если военный спутник на орбите поврежден, это вовсе не означает, что он сбит силами другой страны, виноват может быть мусор.

Академик РАН Виталий Адушкин предупредил в своей статье о том, что космический мусор на орбите в его нынешних масштабах может стать причиной политического или даже военного конфликта между странами. Все дело в том, что при повреждении спутника извне установить источник этого повреждения практически невозможно. Выводы ученого публикует журнал Acta Astronautica, об исследовании российского ученого также написал The Guardian.

При каждом повреждении спутника на орбите (особенно если речь идет о военном спутнике) возникает вопрос, был ли он намеренно уничтожен другой космической державой, или виноват, скажем, космический мусор. Самостоятельно установить всю последовательность событий практически нереально. По словам ученого, это «политически опасная дилемма». Он приводит в пример ситуацию, возникшую в 2013 году, когда российский спутник «Блиц» был поврежден остатками китайского погодного спутника: он был уничтожен баллистической ракетой в 2007 году после окончания срока работы и оставил после себя на орбите более 3000 фрагментов космического мусора. А за 2014 год МКС приходилось пять раз предпринимать специальные маневры, чтобы уйти от столкновения с опасными фрагментами мусора.

По данным Адушкина, количество опасного мусора на низкой орбите слишком велико, и без специальных усилий по очистке от него космического пространства оно будет быстро расти, поскольку сегодня крупные обломки сталкиваются на орбите друг с другом, оставляя десятки и сотни все более мелких.

космический мусор спутники