Ученые из Массачусетского технологического института и Университета Вайоминга (США) нашли способ оценивать и предсказывать пространственные масштабы выветривания и другие свойства коренных пород. Результаты опубликованы в журнале Science, кратко о них рассказывает сайт MIT.

В задачу ученых входило оценить глубину, на которой коренные породы имеют трещины. Именно в этой зоне происходит химическое взаимодействие между камнем, воздухом и водой, что разрушает камень, и в конечном итоге возникает почва — необходимое условие существования всех земных организмов. Исследователи создали модель, с помощью которой можно оценить толщину этой критической зоны с учетом топографии, силы тяжести и тектоники плит.

Они выяснили, что если ландшафт испытывает низкое тектоническое сжатие, зоны разрывов должны идти параллельно, как слои в лазанье. А если тектоническое сжатие сильное, зона разрыва будет зеркальным отображением ландшафта, будет толще под гребнями и тоньше под равнинами. Таким образом, сам ландшафт местности влияет на свойства коренных пород. Эту модель ученые проверили в серии тестовых экспериментов в реальных условиях.

«Рельеф местности и его взаимодействие с силой тяжести и тектоникой на самом деле имеют значение в прогнозе трещин в породах и выветривании пород. Чтобы жизнь могла закрепиться в определенном ландшафте, необходимы эти трещины, это первый шаг в создании той самой критической зоны для формирования почвы», — пояснил Тейлор Перон (Taylor Perron) из Массачусетского технологического института.