Микробиологи из Оксфордского университета, под руководством профессора Кевина Фостера (Kevin Foster) выяснили, что бактерии микрофлоры нашего кишечника конкурируют друг с другом, но это совсем не плохо, а, напротив, хорошо. Полные результаты их исследования опубликованы в журнале Science, вкратце их пересказывает пресс-релиз самого университета.

Xтобы узнать, каким образом сотни различных видов бактерий могут успешно сосуществовать в человеческом кишечнике, ученые использовали компьютерное моделирование. Оказало, что если бы они находились в симбиозе друг с другом, это привело бы к дестабилизации нашего пищеварения. Напротив, их постоянная конкуренция дает стабильность и эффективную работу кишечника.

«Вместо того, чтобы сотрудничать, как это делают цветковые растения и пчелы, когда уменьшение численности одних видов бьет по другим, мы считаем, что бактерии ведут себя скорее как деревья в густых джунглях, которые конкурируют друг с другом», — сказал профессор Фостер.

Он и его коллеги полагают, что в перспективе можно будет разработать методы улучшения пищеварения, с помощью повышения уровня конкуренции между разными бактериями. Сделать это можно, например, подавляя доминирующие виды с помощью иммунной системы, или если держать разные виды бактерий некоторое время порознь, чтобы они не подавляли друг друга.

Изучение кишечной микрофлоры подчас дает интересные результаты. Так, недавно выяснилось, что анализ ее состава помогает определить риск развития астмы у детей. Кроме того, оказалось, что в кишечнике представителей племен охотников-собирателей живут древние бактерии, которых уже нет у современных людей. Они помогают им перерабатывать грубую пищу.