Последние данные с космического аппарата «Розетта» показывают, что вода на Земле появилась не благодаря кометам, в противном случае, она была бы гораздо тяжелее — вода на комете 67/P Чурюмова-Герасименко содержит заметно больше дейтерия (изотопа водорода), чем вода на Земле. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

До сих пор «кометная» гипотеза была самой популярной. Хотя ученые склонны считать, что вода на нашей планете была изначально, но все равно она должна была выкипеть и испариться в течение первого периода формирования Земли, когда та была слишком горячей. Соответственно, вода, которую мы сейчас пьем, в которой моемся и стираем, принесена из космоса уже позже. Тем не менее, как сообщал недавно наш портал, некоторые ученые не согласны с тезисом, что вода непременно должна была испариться, и считают хондритовые метеориты источником воды на Земле (такие метеориты сформировались из того же материала, что и Солнце и Солнечная система). Что не исключает участия комет в процессе дальнейшего пополнения запасов воды.

Данные с зонда «Розетта» осложнили не только вопрос происхождения воды на Земле, но и наше представление о кометах. До недавнего времени ученые делили кометы на ближние и дальние. К первым иногда относят кометы семейства Юпитера, которые изначально происходят из т.н. пояса Койпера за пределами Нептуна и Плутона. Дальними называются те, что ведут свое начало из Облака Оорта, которое находится гораздо дальше, за пределами Солнечной системы.

Воду на кометах наблюдали и ранее. В 1986 г. космический аппарат изучал комету Галлея (из облака Оорта) с расстояния примерно 400 миль. Вода на ней оказалась тяжелее, чем на Земле. Но три года назад ученые исследовали воду с пояса Койпера — Хартли 2. Она идеально совпала по своим физико-химическим свойствам с водой на нашей планете. Вроде бы все сомнения рассеялись, и теория «кометного» происхождения воды на Земле получила мощный аргумент в свою пользу. Однако комета Чурюмова-Герасименко также является кометой из пояса Койпера, но вода на ней даже более тяжелая, чем на комете Галлея, пишет автор исследования, астроном из Университета Берна (Швейцария) Катрин Альтвегг (Kathrin Altwegg). Это указывает на то, что кометы пояса Койпера не настолько однородны, как считали раньше. Вероятно, вода на планете точно не с ближних комет.

Астроном Майкл Ахерн (Michael A'Hearn) из Университета Мэриленда (США), который не принимал участия в проекте, назвал его результаты поразительными, но предложил все же не сбрасывать кометы со счетов совсем. По его мнению, вода могла прийти вместе с другими кометами пояса Койпера.

Другой эксперт, руководитель программы Object NASA Near Earth, однако, отметил, что наблюдения Альтвегг и ее коллег полностью исключают роль комет в «доставке» воды на Землю. Какие варианты остаются в этом случае? Во-первых, астероиды: ученые считают, что 4 млрд лет назад на них могло быть значительное количество льда, чем теперь. Во-вторых, некоторое количество воды могло сохраниться под корой планеты и на полюсах в виде льда.

К слову, портал Научная Россия ранее рассказывал о дальнейших планах зонда «Розетта», а также об уникальной карте астероидных атак Земли в период с 1994 по 2013 годы.

Иллюстрация:  Снимок кометы 67P / Чурюмова — Герасименко, ESA. Ссылка: nplus1.ru