Кофеин сбивает наши внутренние часы, которые регулируют ритмы сна и бодрствования. Такое открытие сделали ученые из университета Колорадо в Боулдере (США) и Лаборатории молекулярной биологии MRC в Кембридже (Великобритания), под руководством доктора Кеннета Райта-младшего (Kenneth P. Wright Jr.). Их статью, опубликованную в журнале Science Translational Medicine, пересказывает сайт журнала Science.

В первой серии экспериментов пяти добровольцам давали пилюлю с дозой кофеина, эквивалентной чашке двойного эспрессо, или пилюлю-пустышку, в которой не содержалось никаких сильно действующих на организм веществ. Через три часа после этого добровольцев помещали либо в полутьму, либо на яркий свет.

Выяснилось, что кофеин действует всего в два раза слабее, чем яркий свет, который является хорошо известным способом лишить нас на время сна. Ученые подсчитали, что выпивая двойной эспрессо за три часа до сна, вы «переводите стрелки» своих внутренних часов на 40 минут назад. Иначе говоря, вам захочется спать на 40 минут позже, чем обычно.

Во второй серии экспериментов изучалось воздействие кофеина уже на отдельные человеческие клетки, выращиваемые in vitro, то есть в лабораторных условиях. Результат оказался аналогичным: у клеток сбивались внутренние часы, которые в биологии называются циркадным ритмом (от лат. circa — «около, кругом» и dies — «день»).

Хотя способность кофе тонизировать и снимать усталость известна давно, до сих пор не было доказательств того, что этот эффект основан на нарушении работы «внутренних часов». Так что это важно открытие.

Ученые отмечают, что кофе, таким образом, может помочь справиться с джетлагом — явлением, когда в результате перелета на длинное расстояние наши внутренние часы оказываются в конфликте со временем часового пояса, в который мы прибыли. Если вы летели на запад, то ложиться спать теперь нужно позже — кофе будет кстати.

Ученые любят кофе не меньше, чем обычные люди — иначе они бы не выяснили, что кофе способен восстанавливать функции кишечника, очищать артерии, сохранять здоровье зубов и даже улучшать качество обработки текста. Правда, подобными открытиями не стоит чересчур воодушевляться. Тем более, что есть и другие данные — например, о том, что кофе повышает риск развития глаукомы.