Простой эксперимент, проведенный учеными из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США), показал, что для повышения производительности гораздо выгоднее использовать наказания, а не поощрения. Результаты исследования опубликованы в журнале Cognition и описаны в пресс-релизе.

В экспериментах приняло участие 88 студентов. В одной группе участникам нужно было определить, с правой или с левой стороны они слышат больше щелчков. В другой группе участники наблюдали вспышки света и также должны были оценить, с какой стороны их возникает больше. Количество щелчков и вспышек с каждой стороны было случайным, они часто шли близко друг от друга, что делало задание достаточно трудным для испытуемых.

Каждый раз, когда человек делал выбор, исследователи демонстрировали ему жетон на 5, 10, 15, 20 или 25 центов, который давался как награда за правильный ответ или, наоборот, отнимался в случае ошибки.

Ожидалось, что участник, получив вознаграждение, будет стремиться повторить свой предыдущий выбор, а при штрафе будет, наоборот, его избегать. На деле же, вне зависимости от факта награды и ее суммы, выбор испытуемых никак не зависел от их предыдущего ответа. В случае же с наказанием за неправильный ответ, испытуемые, действительно, ориентировались на свой предыдущий выбор.