Зоологи из Томского государственного университета установили, что клещей привлекают людские тропы и даже рассчитали, с какой средней скоростью эти паукообразные к ним ползут. Подробно об этом исследовании рассказывает сайт Наука в Сибири.

В центре внимания томских ученых оказался клещ Павловского (Ixodes pavlovskyi) — вид, относительно недавно появившийся в Сибири. Если еще в 70-х годах прошлого века в новосибирском Академгородке находили только его личинки на грызунах, то теперь клещ Павловского расплодился и по численности взрослых особей значительно превосходит ранее доминировавшего в этих местах таежного клеща (Ixodes persulcatus).

Исследования проводились на южной окраине Томска, где клещ Павловского по численности составляет свыше 80% всех клещей. В пик теплого сезона на одном километре может находиться до 100 особей. Ученые выбрали удобную тропу, по которой часто ходят люди, и регулярно собирали с нее клещей, протаскивая по тропе своеобразный «флаг» — кусок вафельной полотенечной ткани размером 60×120 см, укрепленной на коротком древке. Через каждые 25 м исследователи проверяли «улов». Каждого пойманного при этом клеща помечали уникальной меткой, с использованием 10-кратной лупы, и отбрасывали затем на расстояние не менее 80-120 см от тропы. Через 2-5 дней процедура повторялась. Такие эксперименты продолжались на протяжении нескольких лет.

«В первый год мы пометили 528 павловских [клещей] (а всего за четыре года — более полутора тысяч), из них вторично встретили 115. Это составляет почти 22% и является довольно внушительным показателем», — рассказал зав. кафедрой зоологии беспозвоночных ТГУ, доктор биологических наук Владимир Романенко.

В следующем году всех клещей, попавшихся во второй или третий раз, ученые снова помечали и отбрасывали на то же расстояние от тропы. Некоторые из них потом обнаруживались на флаге еще раз.

Анализ собранных данных показал, что, во-первых, многие клещи, будучи отброшенными от тропы, стремились вернуться на нее вновь, а, во-вторых, делали это с разной скоростью. Самые «медлительные» преодолевали расстояние в 80-120 см за 77 дней, у самых быстрых на это уходило всего два дня. Средний показатель, таким образом, составляет 38 дней, то есть клещи двигаются в заданном направлении со скоростью около 3 см в сутки.

Однако это не значит, что такова средняя скорость передвижения как таковая. Дело в том, что неспешность клещей объясняется в том числе тем, что у Ixodes pavlovskyi нет глаз, и поэтому они ищут жертв (людей и животных) по запаху. Однако люди и животные не толпятся на тропе постоянно, так что трудно постоянно поддерживать нужное направление.

Кроме того, поднявшись на соломинку или веточку, клещ может устроить на ней «привал». Наконец, в сухую погоду он может на несколько дней зарываться в подстилку, где влажность воздуха у самой поверхности земли достигает нужных ему 80%. Именно по этой причине клещ Павловского редко нападает на людей — ему высоко лезть, по сравнению с таежным клещом, который поджидает жертв, сидя на высокой травинке.

«В целом опыты показали: эти клещи способны активно перемещаться и концентрироваться около троп, на которых вероятность зацепления за человека или животное намного выше, чем на некотором удалении», — резюмировал Романенко.