Исследователи из университета Макмастера в Гамильтоне (Канада) в эксперименте на мышах установили, что беспокойство и депрессивное поведение, вызванное стрессом в начале жизни грызунов, проявляется в дальнейшем, только если в их кишечнике присутствуют микроорганизмы. Результаты исследование указывают на четкую связь между кишечной микрофлорой и появлением признаков стресса. Об исследовании рассказывает The Independent.

Ведущий автор исследования Пржемысл Беркик (Premysl Bercik) рассказывает, что им впервые удалось в эксперименте на мышах установить, что бактерии, живущие в организме, способны влиять на поведение. Ученые изучили поведение мышей, которые в молодом возрасте подверглись воздействию мощного стресса (были отлучены от матерей). Когда такие мыши становятся взрослыми, в их поведении заметны повышенная тревожность и признаки депрессии. У них отмечается повышенный уровень гормона стресса кортикостерона, а также кишечная дисфункция, вызываемая выделением нейромедиатора ацетилхолина.

Для сравнения, мыши со «стерильным» кишечником, подвергшиеся отлучению с матерью в юном возрасте, не демонстрируют признаков беспокойства и депрессии в дальнейшем, хотя в у них также отмечается сходные уровни гормона стресса и характерная дисфункция кишечника.

Предыдущие исследования показали, что кишечные бактерии играют важную роль в поведении мышей. Так, например, ученые доказали, что мыши без каких либо бактерий в кишечном тракте, которых также называют «стерильными», менее склонны к депрессивному поведению, чем обычные их собратья.

После этого ученые заселили кишечник «стерильных» мышей кишечной микрофлорой обычных мышей. Через несколько недель в их поведении появились признаки стресса. Однако если перенести бактерии от «депрессивных» мышей к здоровым мышам со стерильным кишечником, отклонений в поведении не наблюдается. Доктор Беркик объясняет: это говорит о том, что для развития тревожности и депрессии значимы оба фактора: не только сами бактерии, но и организм-хозяин.

Ученые планируют провести серию дальнейших экспериментов, чтобы выяснить, наблюдается ли нечто подобное у человека, и могут ли методы коррекции кишечной микрофлоры приносить пользу пациентам с психическими расстройствами.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что стресс заразителен, а также способен изменять детские гены.