Группа исследователей под руководством микробиолога Бретт Финли (Brett Finlay) из университета Ванкувера (Канада) провела исследование с участием более 300 детей разного возраста. Исследовали они вопрос о связи микрофлоры кишечника и здоровья. Оказалось, что четыре компонента микрофлоры кишечника могут определять риск развитии астмы и аллергических реакций в будущем. Об исследовании рассказывает Science.

Ряд исследований, проведенных за последние несколько лет, позволил прийти к понимаю того, как бактерии и вирусы, живущие в человеческом теле, способны влиять на его здоровье в будущем. В частности, ученые увидели, что некоторые различия в составе и балансе микрофлоры в раннем возрасте, определяемые экологией, питанием, применением антибиотиков и т.д., с высокой долей вероятности могут указывать на риск развития астмы и аллергии в будущем.

Ученые провели анализ мочи и кала младенцев в возрасте 3 месяцев. Затем следили за состоянием их здоровья на первом, третьем и пятом году жизни. Методом секвенирования генов исследователи определили состав кишечной микрофлоры детей в каждом образце кала. Выяснилось, что младенцы у которых в трехмесячном возрасте отмечался низкий уровень содержания четырех полезных микроорганизмов — Lachnospira, Veillonella, Faecalibacterium и Rothia — в дальнейшем имели более высокие риски развития аллергических реакций и астмы. Напротив, у детей, которые не болели в будущем аллергией, в этом возрасте отмечался нормальный уровень этих бактерий.

Кроме того, ученые обнаружили в моче детей вещества, которые также могут быть маркерами высокого риска заболеть астмой. Они предполагают, что эти вещества, образуясь в кишечнике, впоследствии распространяются по всему организму, и влияют, в частности, на работу иммунной системы. Вследствие этого организм детей становится более восприимчивым к этим опасным заболеваниям, считают ученые.

Чтобы подтвердить свою гипотезу группа под руководством профессора Финли провела эксперимент на грызунах. Ученые заселили организм мышей со стерильным кишечником микрофлорой, выделенной из кала трехмесячных младенцев с высоким риском развития аллергии. И, действительно, спустя некоторое время у мышей проявились симптомы воспаления в легких. Но, когда исследователи ввели в их рацион продукты, обогащенные четырьмя полезными бактериями, риск развития астмы у мышей снизился.

Ученые надеются, что благодаря их открытию врачи смогут выявлять детей с риском развития астмы и аллергии в течение первых ста дней жизни и своевременно проводить профилактику. С другой стороны, компании, специализирующиеся на производстве смесей искусственного вскармливания младенцев, могли бы включить необходимые пребиотики в состав своей продукции.

Однако эксперты отмечают, что применение результатов исследования в реальной терапевтической практике может оказаться несколько сложнее, чем просто разработка чудо-пилюли с важными микроорганизмами. Во-первых, желудочно-кишечный тракт трехмесячных детей уже будет заселен определенной микрофлорой, которая может и не воспринять новые колонии бактерий. Во-вторых, состав микрофлоры, как и питание, в разных культурах все же разнятся. Ученые планируют провести подобное исследование в Эквадоре, чтобы проверить универсальность своих выводов.

К слову, ранее портал Научная Россия писал о том, как частое применение антибиотиков влияет на развитие детей.