Группа исследователей под руководством профессора Андреса Руис-Линареса (Andrés Ruiz-Linares) из Университетского колледжа в Лондоне (Великобритания) установили гены, определяющие форму носа человека. Она, как известно, сильно различается у представителей разных этнических групп. Исследование продвигает наше понимание того, как эволюционировало лицо человека с древнейших времен и до наших дней и может найти практическое применение в области судебно-медицинской экспертизы. Об исследовании рассказывает портал Science Daily.

Исследователи выделили пять генов, которые контролируют форму специфических черт лица, это гены DCHS2, RUNX2, Gli3 и Pax1. Именно они влияют на ширину и заостренность носа, а еще один ген — EDAR — определяет форму подбородка.

Люди разных этнических групп имеют специфические черты лица, определяемые генетически, и это отчасти они сложились под влиянием окружающей среды. Нос, например, имеет важное значение для регулирования температуры и влажности вдыхаемого воздуха в самых разных климатических условиях, где живет человек.

«Уже давно предполагали, что форма носа отражает окружающую среду, в которой люди эволюционировали. Например, считается, что сравнительно узкий нос европейцев представляет адаптацию к холоду и сухому климату. Идентификация генов, влияющих на форму носа, дает нам новые инструменты, чтобы изучить этот вопрос, а также эволюцию лица у других видов. Она также может помочь нам понять, что идет не так при аномалиях развития лица», — сказал профессор Руис-Линарес.

Ученые собрали и проанализировали образцы ДНК 6630 добровольцев из Бразилии, Колумбии, Чили, Мексики и Перу. После первоначального анализа, был использован размер выборки 5958 чел. Эта группа включала лиц смешанного европейского (50%), коренного американского (45%) и африканского (5%) происхождения, в результате чего была получена большая вариация черт лица.

И мужчины и женщины были разделены группы в соответствии с 14 различными чертами лица. Анализ генома помог идентифицировать гены, определяющие различия во внешнем виде.

Одновременно подгруппа из 3000 чел. оценивалась с использованием 3D-реконструкции, чтобы получить точные параметры черт лица. В результаты были выявлены одни и те же гены.

Исследование определило гены, которые участвуют в развитии костей и хрящей лица. При этом Gli3 дал самый сильный сигнал при контроле ширины ноздрей, DCHS2 определяет заостренность носа, Pax1 также влияет на широту ноздрей. Ген RUNX2, о котором известно, что он приводит к росту костей, определяет еще и ширину переносицы.

Гены Gli3, DCHS2 и RUNX2 показывают следы недавней эволюции современных людей по сравнению с древними видами, такими как неандертальцы и денисовский человек. В частности, ген Gli3, как выяснили ученые, проходит этап быстрой эволюции.

Ранее портал Научная Россия писал о генах, «ответственных» за седину, густые брови и окладистую бороду.