Ученые обнаружили еще один так называемый «сонный узел» в мозге, грамотная работа с которым в будущем, возможно, позволит создавать по-новому устроенные снотворные средства. Определены особые нейроны и зона мозга, в которой они находятся, отвечающие за глубокий сон, показало совместное исследование Медицинской школы Гарварда и Школы медицины и биомедицинских наук Университета Буффало (США) Университета Буффало (США). Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Новый «сонный узел» располагается в парафациальной зоне, которая в свою очередь, находится в стволе мозга. Ствол головного мозга является наиболее древней и примитивной его частью и регулирует такие функции, как дыхание, частота сердечных сокращений, артериальное давление, то есть те, которые обеспечивают физическое выживание тела. «Тесная связь центра сна с другими критически важными для жизни регионами подчеркивает эволюционную важность сна для мозга», — пояснила один из авторов исследования Кэролайн Е. Басс (Caroline E. Bass), доцент кафедры фармакологии и токсикологии Университета Буффало.

Далее исследователи обнаружили, что в парафациальной зоне есть нейромедиаторы гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), как раз отвечающие за глубокий сон. В экспериментах на животных, активируя эти нейромедиаторы, ученые добились того, что животные погружались в глубокий сон безо всяких снотворных.

Изучив взаимодействие нейромедиаторов ГАМК с другими зонами мозга, ответственными за разные аспекты сна, ученые надеются значительно продвинуться в создании снотворных, седативных и анестезирующих препаратов.