Лет пять-семь назад, когда впервые громко заговорили о необходимости развития инженерного образования в России, часто можно было услышать о крепких советских традициях в этой сфере, которые необходимо возродить. Однако тенденции, которые уже хорошо прослеживаются сегодня, позволяют уверенно говорить, что мы пошли другим путем. И хоть до окончательных выводов пока очень далеко, есть ощущение, что путь этот выбран правильно. Судить об этом можно, анализируя итоги первой командной Олимпиады НТИ для школьников, финал которой состоялся в апреле 2016 года.

Локомотив изменений

«Олимпиада НТИ — локомотив изменения понимания людей, что же такое олимпиадные технологии в инженерной сфере», — отметил на круглом столе, проходившем параллельно с соревнованиями, ректор Московского политехнического университета (ранее МАМИ) Никита Анисимов. Пока школьники решали свои задачи, эксперты на протяжении этих нескольких дней решали свои — совместно формировали представление о том, каким должно быть современное инженерное образование, чтобы быть способным отвечать на современные вызовы.

В ведущих политехнических университетах страны сформировалось понимание, что выпустить высококвалифицированных инженеров не получится, если не начинать заниматься этим вопросом еще в школе. Поскольку в самих школах ресурсов для такой работы сегодня нет, школьников подхватывают вузы, но сталкиваются с рядом проблем. «Сейчас дети, интересующиеся этой сферой, в 10-11 классе перестают заниматься инженерией, потому что вынуждены переключаться на ЕГЭ и предметные олимпиады, чтобы поступить в вуз», — отметил одну из проблем проректор Московского политехнического университета (ранее МАМИ) Дмитрий Земцов.

Экспертам очевидно, что квалифицированный инженер — это не тот, кто умеет что-то делать руками. Тот, что способен придумать нечто новое, рассчитать и реализовать на практике — вот каков настоящий инженер. А здесь не обойтись без базовых знаний физики, математики, информатики. Первая олимпиада НТИ показала — сегодня здесь существует разрыв, технически одаренные дети часто имеют не слишком высокий уровень базовых знаний. «Школьные знания востребованы, но они даются в такой рафинированной форме, что дети не очень понимают, где это применить. Они может это проходили, но не понимают, что именно здесь это место, где надо применить», — комментирует Алексей Федосеев, один из организаторов олимпиады и сотрудник проектно-аналитической лаборатории Московского политехнического университета (ранее МАМИ).

А с другой стороны, в школе у детей нет возможности получить некоторые специальные знания, без которых невозможно решать современные инженерные задачи. «Сейчас инженерами нужно становиться со школы, а в школе этого нет. Мы столкнулись с дилеммой — вроде олимпиада для школьников, но в школе им это не преподают. Встает вопрос, что из этих знаний можно дать уже в школе», — говорит Андрей Фалалеев, директор Института передовых производственных технологий (ИППТ) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Кстати, сходный подход начинает активно развиваться и за рубежом. Например, главный вывод исследования, проведенного в Университете Техаса в Остине (США) — «решение реальных практических задач с первого года обучения положительно сказывается на мотивации студентов технических и естественных факультетов». Иными словами, учиться становится интереснее, а успехи, следовательно — заметнее: «увеличение доли практических занятий повышает успеваемость студентов бакалавриата с 66% до 83%, а числа студентов, получающих по окончании степень STEM, — с 71% до 94%».

Элементы успеха

Инженерных и IT-соревнований для студентов и школьников в последние годы появилось довольно много. Это и многочисленные хакатоны, стремительно набирающие популярность в России, и соревнования по робототехнике в самых разных форматах, и инженерные олимпиады и конкурсы, организованные отдельными вузами.

Олимпиада Национальной технологической инициативы прошла в этом году первый раз и во многом включала в себя элементы всех этих популярных видов состязаний. В четырех направлениях олимпиады акцент был сделан на разные сферы: если в треке «Большие данные и машинное обучение» главным было программирование, то, например, в треке «Интеллектуальные энергосистемы» важнее было знать физику и математику. Так или иначе, во всех треках участники представляли готовый продукт, практическое решение реальной инженерной задачи.

«Олимпиада сформатирована таким образом, что работает на НТИ. Не несет никаких старых стандартов, по сути это совершенно новое образование. Главная идея НТИ — превосходство на будущих рынках, значит, мы должны организовать подготовку кадров для тех задач, что будут стоять через 10 лет», — считает Андрей Фалалеев.

По тому, как именно она сформатирована, можно судить, каким должно быть современное качественное инженерное образование. Во-первых, задачи олимпиады устроены так, что не имеют однозначных решений. «Если в СССР качественный специалист был тот, кто может выполнить заказ и четко встроиться в систему, то сейчас хорош тот, кто сможет придумать и создать что-то сам — это совершенно другие компетенции, даже совсем другой психотип», — поясняет Фалалеев.

С этой идеей согласны и другие организаторы соревнования. «Одна из основных проблем у нас сейчас, что нет и самого предпринимательского, инновационного духа у изобретателей, и рынков нет для реализации. Задача — вырастить критическую массу людей, которые были бы проводниками, и тогда система заработает», — продолжает эту мысль Юрий Данейкин, заместитель проректора по образовательной деятельности НИ ТПУ.

«Это очень важная инициатива. Олимпиада НТИ учит школьников ставить амбициозные цели и добиваться их. Без этого технологического лидерства не достичь, и развивать нужные качества нужно с детства», — подчеркивает Илья Курмышев, директор по продвижению инновационной деятельности компании «РВК», выступившей генеральным партнером Олимпиады.

Еще один ключевой элемент как олимпиады НТИ, так и других форматов инженерных соревнований, популярных среди студентов и школьников, — это ясная связь задач состязания с реальными задачами, решаемыми на рынке. Здесь снова не обходится без сравнений с советской системой. «Советская система технического творчества была замечательна тем, что абсолютно любому ребенку давала возможность себя проявить. Но тогда мы были закрытой страной, и технологии так бурно не развивались, так что все кружки были на уровне поделок. Сейчас же мы находимся на глобальном рынке, технологии развиваются очень быстро, и посмотрите хотя бы на то железо, которое ребята сейчас используют», — комментирует Юрий Данейкин.

Ребята на олимпиаде НТИ работали с наборами от «Спутникс», ООО «Полюс-НТ», ООО «Образование будущего», Copter Express и Лаборатории Аэрокосмической Инженерии МГУ имени М.В. Ломоносова. Рядом с ними постоянно находились представители компаний — читали лекции, вели мастер-классы, консультировали. Это обеспечивает и связь с рынком, с самой концепцией НТИ, и — что немаловажно — популярность инженерного дела у самих школьников. «Самое главное, чтобы дети видели, что здесь происходит то же самое, что во всем мире, о чем они читают в интернете. Для организаторов это сложность — мы должны постоянно предлагать новое. Да и сам рынок устройств формируется как новый, его никто раньше так не рассматривал», — говорит Андрей Фалалеев.

От других инженерных соревнований олимпиаду НТИ, безусловно, отличает то, что сама по себе она не самоцель. «Это движение не должно быть событийным. Дети уезжают отсюда с какими-то идеями, и их должны где-то подхватить», — говорит Фалалеев. В концепции Олимпиады заложена большая и важная работа от финала к финалу. Ведь главная задача — не проверить ребят, а дать им основы инженерных знаний и профориентировать. На это работают и кружки, и дистанционные курсы, специально созданные для интересующихся ребят, уже сейчас есть возможность дополучить те знания, которые нельзя получить в школе.