Международная группа исследователей под руководством археолога Жиажинг Ванг (Jiajing Wang) из Стенфордского университета (США) обнаружила в Китае останки древней пивоваренной установки. На стенках сосудов для варения и фильтрации пива ученые нашли следы зерновых культур, в том числе и ячменя. Ученые считают, что это самое раннее свидетельство существования пивоварения в древнем Китае. О находке рассказывает Science.

Во время раскопок в центральных районах Китая ученые обнаружили фрагменты древних керамических сосудов, контейнеров различных форм и печей. Предполагается, что это оборудование использовалось для приготовления пива.

Историки знают, что рецептура варения пива менялась с течением времени и у разных народов была разной. Анализ остатков сырья, найденных на стенках древних сосудов, показал, что около трети крахмалсодержащих зерен была без косточек, а их оболочки — опухшими и скомканными. Это могло происходить во время соложения и протирания зерна.

При этом большую часть культур, используемых при приготовлении напитка — до 80% — составляли просо и ячмень, примерно по 10% приходилось на клубни ямса и лилии. Возможно, эти растения использовались для того, чтобы подсластить опару.

Ячмень был неожиданной находкой. Считается, что он был одомашнен в западной Евразии и не употреблялся в Китае до начала н.э. Исходя из этого, ученые предположили, что первоначально ячмень появился в этом регионе не в качестве продукта питания, а как сырье для пивоварения.

Ранее портал Научная Россия писал об обнаружении пивного сосуда на территории Израиля — также возрастом около 5 тысяч лет.