Новость от 18 октября

Значительную роль в превращении некогда богатой растительностью Средней Азии в пустыню сыграло начавшееся 32 млн лет назад поднятие на севере региона таких горных цепей, как Алтай и Тянь-Шань. К такому выводу пришла группа ученых, в том числе из России, под руководством докторанта Джереми Кейвса (Jeremy Caves) из Стэнфордского университета (США). Статью по результатам их исследования, опубликованную в журнале Geology, пересказывает пресс-релиз Стэнфордского университета.

Кейвс вместе со своими коллегами использовали новую методику анализа проб древних слоев почвы из разных районов Средней Азии. Всего была взята 171 проба; кроме того, авторы изучили свыше 2,2 тыс. собранных ранее образцов. Почва анализировалась на содержание в ней разных изотопов углерода — эти показатели позволяют оценить количество осадков, выпадавших в местности в определенный период. Оно, в свою очередь, коррелирует с количеством растительности.

«Наша статья — первая в своем роде попытка представить карты карбоновых изотопов в соответствии с геохронологической шкалой за более чем миллион лет», — сказал Кейвс.

Результаты оказались чрезвычайно интересными. «Хотя Средняя Азия, видимо, никогда не была особенно цветущим регионом, она была явно зеленее 23 млн лет назад, и, вероятно, еще зеленее в более отдаленном прошлом», — кратко обрисовал полученную картину ученый.

По-видимому, сильный толчок опустыниванию дало поднятие на севере региона новых горных цепей, таких, как Алтай и Тянь-Шань — оно началось как раз вскоре после указанной даты. Эти горы преградили доступ в Среднюю Азию влажных воздушных масс с севера и северо-запада, что и превратило регион в пустыню.

До сих пор считалось, что основную роль в опустынивании Средней Азии сыграло поднятие Тибетского нагорья и Гималаев, которое произошло около 50 млн лет назад.

Изотопный анализ — мощный научный научный метод, который применяется сегодня не только в геологии. С помощью него ученые, например, доказали, что Земля состоит из двух столкнувшихся планет и узнали, что ели древние строители Стоунхенджа.