Если так пойдет и дальше, фестиваль точно придется переименовывать — Политеху не везет на погоду второй год подряд. Фестиваль проходит в Москве под открытым небом, на ВДНХ — инсталляции, демонстрации научных опытов, лекции два дня с утра и до поздней ночи. Несмотря на то, что посетителей и организаторов то и дело заливает дождем, атмосфера здесь исключительно радостная, многие пришли целыми семьями и проводят здесь целый день.

 

Тут легко отличить «бывалых» от «новичков». Вокруг раскручивающегося огненного торнадо собралась толпа, все в предвкушении — в программе обещан огромный столб огня, он имитирует природные, случающиеся при лесных пожарах. И вдруг — ливень. С десяток человек срывается с места и бегом, под какую-нибудь крышу. Остальные привычным движением натягивают капюшоны дождевиков и раскрывают зонты, не отрывая взгляда от растущей огненной струи.

Название изображения

Здесь все очень удобно организовано. На каждой площадке есть огромный белый воздушный шар. Если он поднимается, значит, сейчас начнется демонстрация какого-то опыта, есть пара минут, чтобы добежать. От торнадо бежим к поднявшемуся белому шарику на другой стороне площади, рядом папа с сыном-школьником. «Вас дождь совсем не пугает?» — спрашиваю удивленно. Я тут всего полчаса и еще не привыкла к местным традициям. «Не ураган же», — смеется мужчина, — «на самом деле два года назад здесь была хорошая погода, так ни к одному стенду было не пробиться, столько было народу, а сегодня мы все уже пересмотрели».

На следующей точке видна огромная металлическая конструкция. Когда мы добираемся до места, куратор площадки уже рассказывает о том опыте, что нас ждет. Кстати, это хорошее правило, и так бывает на фестивалях далеко не всегда. Здесь никто ничего не взрывает, не кидает, не поджигает просто так, ради зрелища. Сначала вам очень подробно расскажут о сути опыта и тех научных закономерностях, что он демонстрирует. Вот и сейчас дети и взрослые слушают рассказ о Галилео Галилее и его открытиях. А металлическая конструкция — это так называемая парабола Галилея. Несколько детей назначаются ответственными за запуск мяча, и — о чудо — он действительно летит ровно по центру всех колец конструкции, ровно по параболе.

Название изображения

Еще одна яркая особенность фестиваля Политеха — это множество объектов и демонстраций на стыке науки и искусства. Наука здесь говорит разными языками. Например, языком театра — впервые в Москве на фестивале показан высокотехнологичный спектакль «Второе тело» от тайваньского Anarchy Dance Theatre. Во время представления на тело танцовщицы в реальном времени транслируется видеопроекция, постепенно становящаяся для нее второй кожей.

Есть место на фестивале и поэзии — только стихи здесь сочиняет робот Scriptum, и не просто сочиняет, а выводит песочными струйками прямо на асфальте. Очередной дождь удачно смывает текст, и робот готов написать новый. А вечером в небо взлетают огромные «люминолии» — синтетическими воздушными скульптурами управляет с земли человек.

Название изображения

Впрочем, не забыты и классические форматы популяризации — на лекционной площадке сменяют друг друга известные ученые и популяризаторы науки из России и из-за рубежа. Лекции о биологии и антропологии здесь перемежаются с лекциями о философии и гуманитарных проблемах. Знаменитый британский философ Дэвид Эдмондс, выступающий одним из последних, — вечером в воскресенье, — перед началом лекции долго благодарит слушателей, пришедших, несмотря на дождь, и признается, что впервые выступает в такой необычной обстановке.

Дождь к этому моменту действительно очень сильный, но и лекция действительно очень интересная — так что мы сидим и не расходимся. Эдмондс рассуждает о том, может ли наука учить людей морали, может ли ответить на вопрос, что хорошо и что плохо и настаивать на нем. Публике прямо здесь, под дождем, приходится по настоянию лектора решать моральные дилеммы: «Вы убили бы одного человека, чтобы спасти пятерых? Поднимите руки, кто убил бы!». Речь о различных вариациях классической дилеммы о вагонетке.

За час лекции Эдмондс делает обзор исследований философов, психологов, биологов и экономистов и делает вывод: да, наука может рассказать нам о том, какие решения правильные. Никто не спорит — то ли из-за дождя, то ли к концу второго дня фестиваля наука в самом деле кажется штукой достаточно авторитетной.