Ученые из Северо-Западного университета города Эванстона использовали компьютерные способы анализа при изучении фаюмских портретов из коллекции Антропологического музея имени Фиби Херст университета Беркли и получили новые данные о материалах и способах создания этих выдающихся произведений искусства. Руководитель исследования Марк Уолтон (Marc Walton) на ежегодной конференции Американской ассоциации развития науки.

Погребальные портреты, создававшиеся в Египте в римскую эпоху (в I-III вв. н.э.) поражают своей реалистичностью и удивительным несходством с привычными египетскими изображениями, которые находят в более древних гробницах. Большая часть этих портретов была обнаружена археологами во второй половине XIX века в Фаюмском оазисе, и с тех пор эти находки украшают коллекции многих европейских и американских музеев. Фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики — они написаны на досках красками, связующим веществом в которых является воск.

Резкое несходство стиля и техники исполнения фаюмских портретов с произведениями предыдущих эпох стали следствием того драматического перелома, который произошел в древней культуре, когда перемешались египетская, греческая и римская традиции.

Исследователи из Северо-Западного университета уже давно изучают технику создания фаюмских портретов. В прошлом году они сделали удивительное открытие, обнаружив, что при создании нижнего, не видимого нашему глазу красочного слоя художники использовали синюю краску. Она не видна на самих портретах, но, очевидно, придает им особое свечение.

Теперь же, проделав множество сложных вариантов сканирования с 15 портретами из коллекции музея Антропологии, ученые смогли сгруппировать их в зависимости от длины мазков кисти, которые, по их мнению, соответствуют конкретным художникам, выполнявшим эти портреты.

Кроме того, оказалось, что дерево, на котором написаны портреты, было доставлено в Египет из Центральной Европы, а некоторые краски — из Испании, что лишний раз показывает, как сильны были связи между различными частями Римской империи.