Группа ученых под руководством Джошуа Бакгольца (Joshua Buckholtz) из Гарвардского университета описала механизм принятия решения о наказании для третьих лиц. Оказалось, что область мозга, известная как дорсолатеральная префронтальная кора (ДЛПФК), влияет на наказание, которое должно быть назначено. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron, кратко о них рассказывает портал Medical Xpress.

Добровольцев просили прочитать несколько сценариев, где главный герой совершает различные преступления от кражи до изнасилования и убийства. Истории отличались тем, насколько герой был ответственен за совершенное преступление и насколько большой ущерб он нанес своими действиями. Далее участникам предстояло определить вину героя и выбрать уровень наказания для него. При этом экспериментатор воздействовал на дорсолатеральную префронтальную кору испытуемого.

Ученые к тому моменту уже знали, что дорсолатеральная префронтальная кора связана с назначением наказания, но механизм не был изучен: «Было неясно, что происходит — эта область связана с оценкой душевного состояния преступника, или виноватости, или с чем-то еще, — рассказал Джошуа Бакхольц (Joshua Buckholtz), один из авторов работы. — Быть может, там оценивается ответственность за происшедшее в более общем смысле?»

В ходе эксперимента ученые использовали метод транскраниальной магнитной стимуляции (TMS), позволяющей неинвазивным способом временно прерывать взаимодействие между отдельными нейронами мозга, с помощью мощных электромагнитов. Оказалось, что отключение этой зоны мозга не влияет на решение о виновности или невиновности, однако в этом случае был мягче «приговор» для тех, на ком лежала моральная ответственность за преступление. Результаты подтвердились в ходе дополнительных исследований с помощью МРТ.

Но вопрос о роли этой области мозга все еще оставался без ответа. Тогда ученые обратились к ранее полученным результатам, в частности, что другие области мозга, ответственные за оценку вины и ущерба, впоследствии передавали свои данные в ДЛПФК. «Некоторые предполагали, что ДЛПФК подавляет эгоистичные реакции во время назначения наказания, но это противоречило нашим данным, — рассказал Бакхольц. — На самом деле, мы считаем, что лучше всего этой области удается интегрировать информацию, причем независимо от типа принимаемого решения. В данном случае, решение о наказании требует объединить информацию о виновности и нанесенном ущербе».

Затем, используя статистические методы, ученые обнаружили еще одно важное обстоятельство: существует негативная корреляция между влиянием виновности преступника на строгость наказания и влиянием размера причиненного ущерба. Проще говоря, чем больше мы думаем о нанесенном ущербе, тем меньше обращаем внимание на виноватость — и наоборот.

Нарушения в работе дорсолатеральной префронтальной коры изменяют этот сбалансированный процесс, и люди придают больше значения собственно последствиям, чем намерениям преступника, как их понимают «присяжные». Авторы приводят пример драки, окончившейся сломанной рукой жертвы. Если назначать наказание, основываясь на возможным планах преступника — а возможно, он вовсе не планировал ограничиться телесными повреждениями — оно будет куда тяжелее, чем если соотносить наказание с реальным ущербом.

Отдельно ученые оговаривают — «не пытайтесь повторить все это в зале суда».