Ученые из Йельского университета и университета Торонто совершили открытие в палеонтологии мезозойских рептилий: они нашли факты, которые указывают, что гигантские морские ящеры мозазавры рожали в открытом океане. Это важная информация для понимания условий, в которых обитали древние позвоночные. Статья с описанием открытия опубликована в журнале Palaeontology, а ее популярный пересказ приводит университетский пресс-релиз.

Как это часто бывает в палеонтологии, открытие сделали случайно. Даниэль Филд (Daniel Field), ведущий автор статьи, докторант в лаборатории Жака Готье (Jacques Gauthier) в департаменте геологии и геофизики Йелья, и Аарон Леблан (Aaron LeBlanc), докторант университета Торонто, изучали старые коллекции в Йельском музее естественной истории Пибоди. Там они обнаружили два небольших скелета, хранившихся уже около сотни лет как останки морских птиц. Филд и Леблан по характерным чертам определили их как детенышей мозазавров. Но главное, что в музей эти скелеты попали из местонахождения, которое ранее было открытым океаном. Эти рептилии населяли почти все океаны планеты в мезозойскую эру и исчезли 65 млн лет назад во время глобального вымирания, вызванного, вероятно, падением метеорита.

Обнаруженные учеными кости принадлежат самому молодому мозазавру из известных науке. Раньше палеонтологи считали, что эти морские ящеры, как большинство рептилий, откладывали яйца в песок на пляжах, а потом новорожденные мозазавры уплывали в океан. Там они вырастали до 16 метров в длину.

Вообще-то, мозазавры — одни из самых изученных групп мезозойских позвоночных. Но вот процесс их рождения представлял собой тайну, покрытую мраком, что неудивительно, учитывая их морской образ жизни. Теперь есть факты, указывающие на то, что мозазавры не откладывали яйца на пляжах, как гласит общепринятая теория, а рожали детенышей в открытом океане, недалеко от берега, в специальных местах — «морских яслях», которые защищены со всех сторон и скрыты недоступны для хищников.

Портал Научная Россия вообще интересуется вопросом продолжения рода — например, мы рассказывали о том, как рожали древние ложконосые акулы.