Исследование группы генетиков под руководством Лорена Франца (Laurent Frantz) из Оксфордского университета ставит под сомнение традиционную модель одомашнивания — прирученные животные формируют отдельную группу, уже не смешивающуюся со своими дикими родственниками. По представлениям авторов исследования, одомашнивание свиньи проходило в несколько этапов, и диких кабанов примешивались к генам уже доместицированных животных. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Genetics.

Известно, что первые домашние свиньи появились примерно девять тысяч лет назад. Это произошло независимо на территории Анатолии и в дельте Меконга. После этого примерно 7500 лет назад домашняя свинья появляется на территории Европы, согласно анализу древней митохондриальной ДНК, европейские свиньи того времени являются родственниками свиней, одомашненных на Ближнем Востоке. Однако уже через несколько тысяч лет генетические следы этих ближневосточных свиней теряются и вместо них обнаруживаются следы ДНК, схожей с ДНК диких европейских кабанов. И уже 2,5 тысячи лет назад европейские свиньи появляются на Ближнем Востоке и вытесняют местных свиней.

Таким образом, по словам группы Лорена Франца, совершенно очевидно, что популяция европейской и ближневосточной домашней свиньи за время своего существования претерпела в генетическом отношении существенные изменения. С одной стороны, это произошло, вероятно, благодаря торговым связям, которые сначала привели ближневосточную свинью в Европу, а затем привели уже новую европейскую свинью назад на Ближний Восток. С другой стороны, важную роль в этом процессе сыграло произошедшее уже после появления домашних свиней скрещивание с дикими кабанами.

Для того чтобы продемонстрировать это, ученые рассмотрели 103 генома, принадлежащие четырем современным группам свиней: диким европейским кабанам, домашним свиньям из Европы, диким азиатским кабанам и домашним свиньям из Азии. Как показало исследование Лорена Франца и его коллег и у азиатских, и у европейских домашних свиней прослеживаются генетические следы скрещивания с дикими кабанами. Кроме того, у европейских свиней нашли некоторое количество генов, присущих азиатским свиньям, вероятно, это связано с тем, что в XIX веке в Европу завезли некоторое количество свиней из Китая.

Традиционно исследователи представляют процесс одомашнивания животных и растений примерно следующим образом: древние люди выбирают относительно небольшое количество растений или животных, после чего через некоторое время из них образуется популяция домашних животных или растений, которая дальше не смешивается со своими дикими родичами. Но проведенная работа показывает, как считают ее авторы, что доместикация животных не исключает их скрещивания с дикими особями.