Биологи из университета Ювяскюля (Финляндия) под руководством Йоханны Маппес (Johanna Mappes) разобрались, как именно похожие на глаза пятна, расположенные на теле жертвы, отпугивают хищников. Полные результаты их исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B, вкратце их пересказывает сайт журнала Science.

Давно известно, что некоторые животные в процессе эволюции «добавили» в окраску своего тела цветные пятна, похожие на глаза, чтобы отпугивать таким образом хищников. Такие «фальшивые глаза» есть, например, на крыльях бабочек и телах некоторых гусениц. Однако до сих пор было непонятно, как такая мимикрия работает. Пугаются ли хищники «фальшивых глаз» на теле жертвы только потому, что они выглядят подозрительно? Или такие глаза должны быть обязательно похожи на глаза животных, которых сами хищники боятся? Если да, то насколько большим должно быть это сходство?

Чтобы ответить на все эти вопросы, финские учёные ставили опыты на больших синицах (Parus major). Птиц сажали в клетки, в пол каждой из которых был вмонтирован компьютерный экран. На этот экран клали червяков, которыми синицы питаются.

На экран при этом транслировали одну из пяти картинок:

лицо совы (хищника, который охотится на синиц) с открытыми глазами;
лицо совы с закрытыми глазами;
бабочка с пятнами, изображающими глаза совы, на крыльях;
изображение той же бабочки, в котором все цвета заменены на противоположные;
наконец, изображение той же бабочки, с крыльев которой «фальшивые глаза» были удалены c помощью обработки на компьютере.

Выяснилось, что больше всего синиц пугают «фальшивые глаза» с крыльев бабочки: при виде них птицы немедленно улетали и издавали тревожные звуки. На изображение настоящих глаз совы так же реагировали 57% синиц.

При этом «фальшивых глаз» с бабочкиных крыльев, показанных в обращённых цветах, испугались только 33% синиц. Крылья бабочки без пятен вызывали практически нулевую реакцию, а вот изображение совы с закрытыми глазами, наоборот, вызывало у синиц интерес, и они сразу подлетали поближе, чтобы на него посмотреть.

Похожие на глаза пятна, расположенные на теле жертвы, отпугнут хищника с высокой вероятностью только в том случае, если они точно повторяют цвет и форму глаз животного, которого сам хищник боится. Во всех остальных случаях эффект будет не столь сильным, или его не будет вообще.

Напомним, не так давно ботаники обнаружили интересный случай мимикрии, при котором древесная лиана имитирует форму, размеры, цвет и ориентацию в пространстве листьев поддерживающего ее дерева. Видимо, чтобы спастись от жуков-листоедов.