Джон Хадсон (John Hudson) из университета Бата в Великобритании и его коллеги из Словакии исследовали отношение европейцев к генно-модифицированным продуктам и обнаружили закономерности, которые препятствуют развитию отрасли. Результаты исследования опубликованы в журнале Appetite, его ведущий автор рассказывает о главных выводах в своей колонке в журнале The Conversation.

Для исследования были использованы данные Евробарометра — большого социологического исследования, проводящегося ежегодно в странах Евросоюза. Были обработаны ответы более 15 тысяч европейцев.

Ученые исследовали отношение жителей Евросоюза к двум типам генных модификаций на примере яблок. В первом случае в яблоко вводили гены, существующие в яблоках диких видов — так называемый цисгенез. Во втором случае для модификации были использованы гены других организмов, в том числе животных — так называемый трансгенез. В обоих случаях эти изменения были призваны защитить плоды от вредителей — мучнистой росы и парши.

Было выявлено, что отношение людей к ГМО определялось сочетанием двух факторов: страха перед рисками и надеждой на выгоды. Причем если речь шла о цисгенезе, то преобладали оптимистичные представления, а если о трансгенезе, то на первый план выступал страх. То есть людей пугает использование именно чужеродных генов для модификации. Примерно 57,1% опрошенных поддержали использование родственных генов (цисгенез) и лишь 31,4% — трансгенез.

Однако и в том, и в другом случае респонденты упоминали «неестественность» технологии, уход от законов природы и возможный вред для окружающей среды. Авторы исследования призывают работать с общественным мнением, подчеркивая при этом разницу между восприятием цисгенеза и трансгенеза, не обобщая все модификации под общим термином ГМО.

Следует отметить, что представления людей отнюдь не однородны во всей популяции и заметно разнятся в зависимости от пола, возраста, уровня образования, места проживания и других факторов. Например, чаще поддерживают ГМО мужчины, люди с хорошим образованием и высоким доходом. А против подобных технологий чаще выступали люди более старшего возраста, а также религиозные люди — как мусульмане, так и католики и православные.