Во время одного из симпозиумов по космической медицине в 50-х годах прошлого века нашим специалистам задали вопрос, на который они ответили так: «Что делать, все зависит от сердечных привязанностей – одни больше любят родственников, другие – друзей».  Вот потому в СССР запускали в космос собак-дворняжек, а не обезьян-шимпанзе, как американцы.  Самые знаменитые собаки-космонавты – безусловно, Белка и Стрелка.

1. По мнению советских ученых, дворняги – самые подходящие живые существа для космических экспериментов. Они привыкли бороться за жизнь, они сообразительны и выносливы, что особенно важно для выживания в космосе.

2. Собак для первых полетов в космос ловили на улицах, но тщательно отбирали: по росту, весу, характеру. Собака должна была быть не выше 35 сантиметров и не тяжелее 6 килограммов, чтобы не возникало проблем с ее размещением.

Фото: Институт медико-биологических проблем Российской академии наук»

3. Одним из самых важных критериев отбора собак-космонавтов была… фотогеничность. Песик должен был хорошо смотреться на фотографии – после полета эти фото украшали страницы мировой прессы.

4. Дорогу в космос проложили в 1951 году Дезик и Цыган. Их одели в рубашки и штанишки, чтобы удержать на теле датчики, накормили тушенкой, запаковали в спецконтейнеры и подбросили на высотной ракете в околоземное пространство. Через четверть часа после запуска целые и невредимые стратонавты спустились на парашюте на Землю.

5. Собаке Лайке не повезло. Ее торопились отправить в космос к 40-летию Октября и не успели отладить инженерные системы. 3 ноября 1957 года ТАСС сообщило о запуске  второго советского спутника с первым живым космонавтом на борту. Фотогеничная Лайка доказала: жить в космосе можно. А возвратиться на Землю пока нельзя: система мягкой посадки еще не готова, система отвода тепла не работает. Лайка прожила на орбите, пока не кончился отведенный ей кислород.

6. Первыми собаками, которые благополучно вернулись с орбиты, стали Белка и Стрелка. Космический корабль «Спутник-5» стартовал 19 августа 1960 года и за 25 часов совершил 17 оборотов вокруг Земли.

7. Белка и Стрелка являлись дублёрами собак Лисички и Чайки, которые погибли при неудачном запуске 28 июля  1960 года. На 19-й секунде полёта у ракеты-носителя разрушился боковой блок первой ступени. Ракета упала и взорвалась.

8. Компанию Белке и Стрелке в космическом полете составили 40 мышей, 2 крысы, мухи-дрозофилы, семена кукурузы, пшеницы, гороха, растения, грибы. Целью эксперимента было исследование  влияния на живые организмы и другие биологические объекты разных факторов космического полета: невесомости, перегрузки, космической радиации. Отрабатывались системы, обеспечивающие жизнедеятельность человека, системы  мягкой посадки и так далее.

Изображение: Wikimedia Commons

9. Беленькую собаку сначала назвали Альбиной, светлую в коричневых подпалинах – Маркизой. Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Иванович Неделин потребовал поменять иностранные имена. Так Альбина и Маркиза стали Белкой и Стрелкой.

10. На четвертом витке Белка начала вести себя беспокойно, лаять, рваться из привязных ремней, у нее открылась рвота. Послеполетные анализы отклонений от нормы не выявили, но после этого решили не рисковать и ограничить полет Юрия Гагарина одним витком вокруг Земли.

11. После того, как собак перевезли в Москву, их доставили в ТАСС – продемонстрировать журналистам. Младший сотрудник Института авиационной и космической медицины биолог Людмила Александровна Радкевич везла их в машине на руках. Выходя из «Победы», она споткнулась и упала. Галантные французские журналисты помогли даме подняться и поздравили Белку и Стрелку с очередной мягкой посадкой.

12. Все знают, что в честь полета Лайки в СССР были выпущены сигареты «Лайка». Гораздо менее известно, что  полет Белки и Стрелки отметили выпуском набора шоколадных конфет.

13. После полета Белка и Стрелка жили в вольере Института авиационной и космической медицины. С ними  продолжали вести эксперименты: медики выясняли, как влияет космос на репродуктивные и иные способности живых существ.

14. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, одного щенка попросил лично Никита Сергеевич Хрущев. Не для себя – для Жаклин Кеннеди.  Ее супруг прислал Хрущеву благодарственное письмо. В нем Кеннеди сообщал, что Пушинка хорошо перенесла полет через океан, который, конечно, не идет ни в какое сравнение с тем, что выпало на долю ее матери.

15. До глубокой собачьей старости Белку и Стрелку возили показывать в детские сады, школы и детские дома.

16. На Белку и Стрелку можно взглянуть и сегодня: чучела собак-космонавтов выставлены в Мемориальном музее космонавтики.

17. К 50-летнему юбилею полета Белки и Стрелки в России сняли первый полнометражный компьютерный анимационный фильм в формате 3D  «Белка и Стрелка. Звёздные собаки».

18. К 50-летию полета Белки и Стрелки 19 августа 2010 года буквы "O" в логотипе поисковой системы Google были изображены в виде скафандров с собаками-космонавтами внутри.

Логотип принадлежит компании Google.