Физик Джефф Штейнхауэр (Jeff Steinhauer) из Израильского технологического института в Хайфе зафиксировал излучение, предсказанное Стивеном Хокингом еще в 1974 году. Ученый создал акустический аналог черной дыры и показал в экспериментах, что от нее исходит излучение, имеющее квантовую природу. Статья опубликована в журнале Nature Physics, кратко об исследовании сообщает BBC News.

Классическая физика считает, что сила гравитации черной дыры настолько сильна, что она все поглощает в себя, но ничего не выпускает вовне. Стивен Хокинг же предположил, что существует излучение черной дыры, которое получило название излучения Хокинга. Это излучение возможно, если рассматривать ситуацию в терминах квантовой механики — от черной дыры исходят пары квантов, причем обладающих свойством квантовой запутанности. И это явление приводит к тому, что черная дыра в конечном счете «испаряется».

Зафиксировать это излучение на настоящей черной дыре пока не представляется возможным, поскольку оно слишком слабое. Поэтому Штейнхауэр использовал ее аналог — так называемую «глухую дыру». Для моделирования горизонта событий черной дыры он взял конденсат Бозе-Эйнштейна из охлажденных до близких к абсолютному нулю температур атомов рубидия.

Скорость распространения звука в нем очень мала — около 0,5 мм/сек. И если создать границу, с одной стороны от которой атомы движутся с дозвуковой скоростью, а с другой — ускоряются до сверхзвуковой скорости, то эта граница будет аналогична горизонту событий черной дыры. Кванты атомов — в данном случае фононы — в эксперименте захватывались областью со сверхзвуковой скоростью. Пары фононов были разорваны, один находился в одной области, а второй — в другой. Зафиксированные ученым корреляции говорят о том, что частицы оказываются квантово запутанными.

[На иллюстрации: так художник изобразил черную дыру. NASA]