Напомним, аппарат «Розетта» (Rosetta) приблизился к комете этой осенью и спустил на ее поверхность мобильный модуль «Филы» (Philae). Эти аппараты, управляемые с Земли, смогли впервые провести наблюдения в непосредственной близости от кометы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что вся ее поверхность покрыта мелкими «мурашками», так что вся комета по форме напоминает цветную капусту. Об этом сообщает Science.

В структуре кометы обнаружены небольшие блоки округлой формы от одного до трех метров в диаметре. Эти шарики, уже названные «яйцами динозавров», могли быть фундаментальными строительными элементами, которые соединились вместе и сформировали комету 4,5 млрд лет назад. Исследователь Хольгер Сиркс (Holger Sierks) из Института Макса Планка по исследованию Солнечной системы (Германия) и один из ведущих специалистов проекта «Розетта» сказал, что это могут быть «кометезимали» — по аналогии с планетезималями (небесными телами размером с очень маленькую планету, «слипшимися», чтобы образовать тело побольше).

Пытаясь понять, как из такие космические тела, как кометы, астероиды и планеты сформировались некогда из микроскопических частичек пыли, вращавшихся вокруг протопланетного диска ученые создают различные модели этого процесса. Но каждый раз они сталкиваются с т.н. «агрегационным барьером».  Вначале все идет как надо: пыль под воздействием гравитации постепенно сбивается в более крупные комочки. Но когда их диаметр превышает 1 см, они начинают разрушаться, а не расти дальше. Ученым нужно было выявить условия, при которых эти комки размером около сантиметра соединились с более крупными кластерами и образовали в конечном итоге комету. В пользу этой теории говорят данные астероидов, которые действительно состоят из маленьких «шариков» размером в сантиметр или менее того.

Ученые ожидали и в случае с кометой Чурюмова-Герасименко увидеть структуру из мелких шариков, но найденные «яйца динозавров» оказались гораздо крупнее — в 10100 раз, если быть точным. Астрофизик Кэри Лисс из университета Джона Хопкинса (США) говорит, что ученым, возможно, предстоит скорректировать свои представления о формировании космических тел. Появлению более крупных «строительных блоков» кометы могли способствовать лед и некоторые органические молекулы, присутствующие во внешней Солнечной системе, где появилась эта комета.

Другие же авторы проекта предлагают не спешить с выводами. Астроном Хорс Уве Келлер (Horst Uwe Keller) из  Технического университета Брауншвейга (Германия) говорит, что рано утверждать, что наблюдаемые «яйца динозавров» действительно являются строительными блоками кометы. Он не исключает, что такой рельеф мог сформироваться в процессе сублимации, когда солнечный свет мог изменять поверхность кометы. Изображения, действительно, очень отчетливы, но рано говорить, о том, что это, отметил исследователь.

Наш портал много писал ранее о миссии «Розетты». В частности, о первых результатах наблюдений с модуля «Филы»,  его последних сообщениях и дальнейших планах работы зонда «Розетта».

Источник фото: www.science.org