Ученые с физического факультета МГУ совместно с российскими и зарубежными коллегами вырастили органические полупроводниковые кристаллы с рекордно высокой светоизлучательной способностью. Более того, они применили для выращивания кристаллов простые и дешевые технологии, которые до того считались бесперспективными. Об этом говорится в пресс-релизе университета, сами результаты работы опубликованы журнале Applied Materials and Interfaces.

В качестве основного полимера для исследований были выбраны тиофен-фениленовые олигомеры. Нужные молекулы были синтезированы химиками — коллегами из МГУ и Института синтетических полимерных материалов РАН. Из этих молекул из раствора были выращены кристаллы, здесь же измерены их люминесцентные и электрические свойства.

До сих пор считалось, что органические полупроводниковые кристаллы, выращенные путем кристаллизации из паровой фазы, намного предпочтительнее тех, что выращены из растворов, поскольку из пара можно получать более чистые, свободные от примесей структуры.

Главный результат исследования опроверг эту гипотезу: «растворные» кристаллы светили сильнее, чем «паровые» аналоги. Их квантовый выход (то есть количество испущенных фотонов по отношению к поглощенным) достигал 60%, тогда как те же кристаллы, но «на пару», давали не больше 38%.

Такое различие в светимости физики объясняют в частности тем, что, возможно, при растворном выращивании в кристаллах подавляются некие внутренние, безызлучательные каналы релаксации, забирающие на себя часть поглощенной энергии. Но это не единственная причина. «Мы уже нашли причины такого высокого квантового выхода, но еще не готовы их обнародовать. Это дело нашего будущего исследования», — сказал руководитель исследовательской группы профессор Дмитрий Паращук.

Светимость оказалась не единственным плюсом «растворных» методик. В одном из своих прошлых исследований группа обнаружила, что можно выращивать кристаллы на поверхности раствора вместо твердой подложки — за счет сил поверхностного натяжения. И эти кристаллы по качеству не уступают кристаллам «из пара».