Группа ученых из Университета ИТМО в Санкт-Петербурге, под руководством Владимира Виноградова, заведующего Лабораторией растворной химии передовых материалов и технологий, разработали искусственные сосуды, которые благодаря покрытию специальным лекарственным составом не подвержены образованию тромбов. Статья ученых о разработке опубликована в Journal of Medicinal Chemistry.

Для решения проблемы тромбоза, характерной для сосудистых имплантатов, исследователи создали тончайшую пленку из плотно упакованных наностержней оксида алюминия и молекул тромболитического фермента. При нанесении на внутреннюю поверхность сосудистого имплантата в его пристеночной области поддреживается постоянная концентрация фермента плазмина, способного растворять зарождающиеся тромбы.

Структура пленки представляет собой пористую матрицу, внутри которой надежно заключен тромболитический фермент, известный как урокиназный активатор плазминогена. Алюмооксидная матрица позволяет уберечь фермент от разрушающего воздействия внешней среды в организме, но при этом не отнимает у него способности взаимодействовать с некоторыми внешними факторами через систему пор. В частности, матрица пропускает в себя профермент плазминоген, естественным образом присутствующий в плазме крови. Когда плазминоген встречается внутри матрицы с активатором плазминогена, образуется активный тромборастворяющий фермент плазмин.

Эффективность разработки уже подтверждена испытаниями. Ученые искусственно вырастили в имплантате тромб, создав его на основе плазмы крови и тромбина. Через некоторое время тромб начал разжижаться по краям и вытекать из трубки имплантата. Но в реальности покрытие будет разрушать тромбы уже на стадии зарождения, тем самым обеспечивая постоянный и беспрепятственный ток крови в сосуде.

Изображение участка имплантата