Опыты на мышах показали, что бурый жир в тканях, отвечающий за метаболизм, под воздействием искусственного освещения сжигает меньше энергии. Сообщение об этом опубликовано в PNAS.

Жировые ткани у млекопитающих обычно делятся на два вида — бурую и белую. При этом белая жировая ткань передает энергию другим клеткам, а бурая создает тепло в результате метаболизма. Именно поэтому бурая жировая ткань хорошо развита у тех животных, которые впадают в спячку, а у людей больше всего бурого жира у новорожденных. При этом ученые давно поняли связь деятельности бурых жировых тканей с процессом похудания.

Теперь же опыты, проведенные на мышах, показали, что нарушение циркадных ритмов, происходящее в организме, слишком часто подверженном искусственному освещению, нарушает работу бурой жировой ткани и, соответственно, приводит к ожирению.

Исследователи из Медицинского центра Лейденского университета создали несколько групп мышей, которые жили при искусственном освещении в течение 12, 16 или 24 часов в день. Оказалось, что у тех мышей, которые дольше пребывали под воздействием искусственного света, в организме сжигалось меньше жира, и, соответственно, они быстрее толстели, хотя ели столько же, сколько и остальные животные.

При этом ученые настаивают, что этот процесс становится результатом прежде всего нарушений циркадных ритмов из-за неправильного освещения. Чтобы доказать этот тезис, они провели еще один эксперимент — перерезали нерв, соединяющий бурые жировые клетки с симпатической нервной системой. Из-за этого циркадные ритмы автоматически нарушились, и сгорание жира происходило медленнее при любом освещении. Таким образом, выстраивается последовательность: из-за искусственного освещения нарушаются циркадные ритмы, а из-за их нарушения хуже работают бурые жировые клетки. Есть даже мнение, что ожирение в результате нарушения циркадных ритмов происходит быстрее, чем при неправильном питании. В общем, выключаем лампы и ложимся спать вместе с солнышком. Баю-бай!