Ученые из Калифорнийского технологического института в Пасадене разработали специальный имплантат для мозга, позволяющий парализованному человеку управлять роботизированной рукой. Подробности опубликованы в журнале Science.

Врачи уже пытались помочь парализованным людям управлять искусственными конечностями с помощью имплантатов, вставленных в двигательную кору головного мозга. Однако такие имплантаты обеспечивали только прерывистое движение , и управлять с их помощью конечностями было нелегко. Так, Эрику Сорто (Erik Sorto),оказавшемуся 12 лет назад полностью парализованным из-за повреждения позвоночника, приходилось последовательно представлять себе все операции: он думал, например, что хочет протянуть руку вперед, взять в нее стакан, поднести к губам и т.д. Искусственная рука постоянно дергалась и реагировала на его команды с опозданием.

Теперь же ученые во главе с Ричардом Андерсеном (Richard Andersen) решили испытать новый имплантат, которые они поместили в другую часть мозга — в заднюю часть теменной коры. Эта часть мозга отвечает за планирование движений, и теперь Сорто нужно было просто подумать, что он хочет взять стакан с пивом и выпить его, и роботизированная рука выполняла его приказание. Для того, чтобы добиться такого результата, ученые в течение долгого времени проводили эксперименты, во время которых они изучали деятельность нервных клеток инвалида. Оказалось, что за разные движения отвечают совершенно разные клетки теменной коры. Если он хотел поднять левую руку, то активизировались одни нейроны, если правую, то другие, за движение вперед отвечали третьи, и так далее.

Обработав полученную информацию, Ричард Андерсен смог помочь Эрику Сорто выполнить его заветную мечту. Оказалось, что с момента аварии мужчина постоянно мечтал о том, чтобы спокойно выпить пива с друзьями, прихлебывая его в том темпе, который он задавал бы сам, и не зависеть от кого-то, кто должен был бы его поить. Теперь он спокойно управляет роботизированной рукой.

Впрочем, конечно, одним только распитием пива дело не ограничится — счастливый Эрик Сорто сказал, что «у него теперь большие надежды».