Ученые из университета Альберты (Канада), под руководством профессора Майкла Келдуэлла (Michael Caldwell) раскопали в Бразилии останки ископаемой игуаны, которая, по всей видимости является недостающим связующим звеном между ящерицами Старого и Нового света. Статью об этом, опубликованную в журнале Nature Communications, пересказывает сайт UPI.

Находка, которой дали видовое название Gueragama sulamericana, позволяет пролить свет на загадки ранних этапов эволюции ящериц (к которым относятся, в том числе и игуаны).

Во-первых, подавляющее большинство видов современных игуан живет в Новом Свете — Северной, Центральной и Южной Америке, а также Антильских, Галапагосских островах и островах Фиджи. Но при этом их ближайшие родственники, хамелеоны и бородатые агамы, живут, соответственно, в Африке и Австралии, то есть в Старом Свете.

Во-вторых, все ящерицы делятся на две больших группы, в зависимости от строения зубов: плевродонтного (когда зубы прирастают одним боком к внутренней поверхности челюстных костей) и акродонтного (когда зубы прикрепляются основанием к верхнему краю челюстных костей на нижней челюсти и к нижнему краю челюстных костей на верхней). У современных игуан зубы плевроднотные, а вот у агам и хамелеонов — акродонтные.

Естественным образом возникает вопрос — как ящерицы «разбрелись» по разным полушариям и приобрели разное строение зубов? Ответ на него как раз и дает Gueragama sulamericana. Будучи игуаной, она имела акродонтные зубы, а значит, является связующим звеном между ящерицами Старого и Нового света.

Датировка останков этой ископаемой игуаны показала, что она жила 80 млн лет назад. В это время все континенты земного шара еще были соединены в один большой суперконтинент — Пангею. Именно на нем и жили общие предки всех ящериц, чтобы потом, когда континенты вновь разошлись, дать начало разным их эволюционным линиям.

«Эволюция этой группы оказалось гораздо древнее, чем мы думали до сих пор, что означает, что мы должны отодвинуть историю акродонтов в Южной Америке на 80 млн лет назад, — сказал профессор Келдуэлл. — Теперь мы должны сфокусироваться на других окаменелостях, которые, возможно, позволят сделать еще один шаг вперед».

Отметим, что это не первая за последнее время находка ископаемой рептилии, проливающая свет на загадки эволюции. Ранее в этом году мы уже узнали, опять же благодаря палеонтологам, что предок змей имел четыре пятипалых ноги, а «дедушка черепах» был бронированной ящерицей.