По мнению ученых, 15-сантиметровая мумия из пустыни Атакама на севере Чили не является подделкой и не имеет инопланетного происхождения — и может быть человеком.

В 2003 году в заброшенном городе в пустыне Атакама был найден сверток с человекоподобной мумией. Обращали на себя внимание ее маленький рост (15 см), девять пар ребер вместо обычных для человека двенадцати и сильно удлиненный череп, придававший человечку сходство с инопланетянином из научно-фантастических фильмов. С 2009 года «Гуманоид Атакамы», которого также иногда называют просто Ата, находился в частной коллекции. Мировую славу ему принес уфолог Стивен Грир, выпустивший весной 2013 года фильм «Сириус», в котором утверждалось, что мумия принадлежит инопланетянину.

Ученые получили доступ к «гуманоиду Атакамы» осенью 2012 года и начали проводить рентгеноскомические, томографические и генетические исследования. Компьютерная томография выявила в грудной клетке остатки легких и сердца — засушливый климат пустыни Атакама способствует исключительной сохранности биологического материала. Генетический анализ с полной определенностью продемонстрировал человеческое происхождение Аты. Его митохондриальная ДНК соответствует гаплотипу, встречающемуся на территории Чили. Таким образом, мать «гуманоида», вероятно, была уроженкой тех мест, где он был похоронен.

Одно из самых удивительных открытий состоит в том, что Ата не эмбрион, а ребенок — у него хорошо развиты зубы и кости, причем в костях ног обнаружены хрящевые пластинки роста, характерные для детей в возрасте 6–8 лет. Таким образом, исследование ответило на многие старые вопросы, но появились новые: например, как шестилетний ребенок мог быть 15 см ростом?

Пока ученые остановились на трех вероятных объяснениях аномалий «гуманоида Атакамы»:

Карликовость. Ата, возможно, страдал от карликовости. Против этой версии говорит то, что рост самого маленького карлика, известного науке, составляет 54,6 см, а также то, что у мумии не было обнаружено генетических отклонений, которые указывали бы на карликовость.

Прогерия. У Аты была сильнейшая прогерия — генетический дефект, вызывающий преждевременное старение. Однако каких-либо генетических признаков этой крайне редкой болезни в исследованном материале ученые не нашли.

Мумификация. Несоответствия генотипа и фенотипа Аты можно объянить тем, что он появился на свет мертвым или у его матери случился выкидыш, а затем плод подвергли непрофессиональному высушиванию или мумификации, в результате чего кости приняли столь странный вид. Впрочем, эта версия не объясняет наличие пластинок роста в ногах и отсутствие двух пар ребер.

На сегодняшний момент исследования продолжаются. Согласно опубликованным промежуточным результатам, полностью доказанным можно считать лишь то, что Ата — человек, а не артефакт, искусственно созданный для того, чтобы ввести в заблуждение общественность. Причем человек этот имеет земное, а не инопланетное происхождение.

Фото: Sirius Disclosure Press Kit