Биологи из Института систематики и экологии животных СО РАН описали, как связаны уровень агрессии и тип семейно-групповых отношений у грызунов. Наибольшую нетерпимость к другим особям проявляли те из них, для которых был характерен одиночный образ жизни и промискуитет. Об исследовании рассказывает сайт Наука в Сибири.

Ученые провели эксперименты с 10 видами мышевидных (мелких) грызунов, широко распространенными на юге Западной и Восточной Сибири: восточноазиатская полевая мышь, мохноногие хомячки, полевки и так далее. Для каждого из видов характерен определенный тип отношений между самками и самцами.

Эксперимент проходил по следующей схеме. Двух половозрелых самцов одного вида на 10 минут ссаживали на освещенную арену, а затем регистрировали, с какой частотой у каждого из них проявляются те или иные поведенческие элементы. К миролюбивым настроениям ученые относили ознакомительные и дружелюбные контакты: взаимные обнюхивания, телесные взаимодействия, при которых зверьки трутся боками, перелазят друг через друга и т.п. К агрессивным — преследования и атаки с укусами партнера, «боксирование» в высокой стойке, драки и так далее.

Далее исследователи подвергли полученные данные многомерному анализу и интерпретировали полученные результаты. Выяснилось, что наиболее нетерпимы друг к другу одиночные территориальные виды с преимущественно промискуитетными (беспорядочными) отношениями. «Это не значит, что агрессивные самцы "выбрали" промискуитет, наоборот последний предполагает конкуренцию за самку и враждебное отношение друг к другу. Это исходный тип межполовой организации», — пояснил один из авторов исследования Михаил Потапов.

С повышением степени социальности намечаются два пути эволюции семейных отношений, сопровождающиеся относительным снижением нетерпимости. Это может быть полигиния (многоженство), в этом случае миролюбие самцов уменьшается, но падает и их агрессивность, заменяясь демонстративным поведением, «бравированием». У грызунов это проявляется во взъерошивании шерсти, биении хвостом, боковых угрожающих «боевых» стойках, частом стучании зубами, похожих на половой акт садках на партнера и других подобных выходках.

Второй вариант — появление моногамных пар, а в дальнейшем — и колонии, представляющие собой сложные семьи. В этом случае растет выраженность миролюбивого поведения, а агрессия снижается за счет роста толерантности к соплеменникам. «Таким образом, одиночные промискуитетные виды наиболее агрессивны, а более социальные моногамные и полигинные в общем случае снижают нетерпимость к соперникам, но разными путями», — пояснил Потапов.

По словам ученых, экстраполировать полученные результаты на людей довольно сложно, поскольку человек — самый полиморфный во всех отношениях вид. Человек обладает практически всеми системами семейных отношений, которые при этом не являются «видоспецифическими». Кроме того, сказывается, конечно, и культурный компонент.