Гравитационная постоянная является основой для перевода других физических и астрономических величин, таких, например, как массы планет во Вселенной, включая Землю, в традиционные единицы измерения. А ее измерение, с которым у исследователей всегда были проблемы, является важным не только для метрологии и систем геостационарного позиционирования, но и для исследований космоса и проверки моделей, основанных на общей теории относительности и современной космологии.

Основной метод измерения G оставался неизменным с 1798 года, когда Генри Кавендиш решил использовать для этого крутильные (или торсионные) весы. Но определение гравитационной постоянной на основе использования крутящего момента часто дает противоречивые результаты.

Новая методика использует особые свойства частиц вещества, например, способность атомов вести себя как волны. К тому же  группа итальянских физиков использовала и другой прибор — квантовый интерферометр.

Исключив влияние на гравитационный эффект теплового движения атомов, исследователи получили значение постоянной с точностью 15 тысячных процента. Теперь значение G, заявляют ученые, равно 6,67191(99)·10−11 м3·с−2·кг−1. Предыдущее составляло 6,67384(80)·10−11 м3·с−2·кг−1.

Иллюстрация: Dennis Nilsson, CC BY 3.0, через Wikimedia Commons