97% климатологов согласны, что глобальное потепление вызвал человек. К такому выводу пришли ученые из Мичиганского технологического университета (США) под руководством профессора химии Сары Грин (Sarah Green), обобщив результаты тысяч авторитетных исследований по этой теме, сделанных в последние годы. Статью об этом, опубликованную в журнале Environmental Research Letters, пересказывает сайт (e) Science News.

Грин с коллегами базировались на семи независимых исследованиях, которые, в свою очередь, сами являлись обобщениями тысяч научных работ климатологов. Этих работы делались в разных странах, с использованием различных подходов. Однако в целом они приводят, как выразились ученые, к «консенсусу консенсусов» — о том, что глобальное потепление имеет антропогенный характер.

«Скомпилировав и проанализировав все эти работы — то есть, сделав метаисследование метаисследований — мы получили четкую картину высокого уровня согласия между климатическими экспертами», — прокомментировала климатолог Наоми Орескес (Naomi Oreskes) из Гарвардского университета (США), другой соавтор исследования.

Выяснилась и еще одна важная вещь: как правило, чем глубже исследование, тем с большей уверенностью оно доказывает важную роль цивилизации в повышении глобальных температур на Земле.

Что же касается так называемых «климатических скептиков», которые упорно продолжают в этом сомневаться, то их аргументация почти всегда основывается на неверных логических посылках. А именно, на «смешивании мнений специалистов и неспециалистов и принятии отсутствия подтверждения некоторых фактов за их опровержение», пишут американские ученые в своей статье.

Напомним, что в декабре прошлого года в Париже было заключено новое международное соглашение по климату, в котором крупнейшие страны обязались не допустить превышения среднегодовой глобальной температуры воздуха более чем на 2°C от доиндустриального уровня и сделать все возможное, чтобы ограничить повышение глобальных температур до 1,5°C. Необходимость решения проблем климата признают не только ведущие мировые ученые и политики, но и общественные и духовные лидеры — например, Папа Римский, который назвал их корнем «нашу страсть к удовольствиям».