Астрономы во главе с Диего Ламбасом (Diego Lambas) из Национального университета Кордовы в Аргентине представили исследование о том, как ведут себя огромные пустоты между галактиками во Вселенной. Они расширяются и сжимаются, сливаясь между собой, примерно как большие мыльные пузыри. Работа ученых опубликована на arxiv.org и принята к публикации в журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society Letters.

Космические пустоты, — некоторые из них достигают размеров до 50 мегапарсек (163 миллиона световых лет), — вместе с сетью нитей из темной материи и островков галактик напоминают своего рода огромную космическую паутину. Но всегда считалось, что эти огромные пустоты статичны, поскольку гравитация у них слишком мала, чтобы притягиваться друг к другу. Оказалось же, что они находятся в движении. Пустоты меньшего размера объединяются друг с другом, а более крупные — расширяются.

Ламбас и его коллеги сравнили данные по 245 космическим пустотам и обнаружили, что они движутся со скоростью примерно 300-400 километров в секунду относительно скорости расширения Вселенной. Они описали и суть этого движения: пустоты небольшого размера приближаются друг к другу, и поскольку они встроены в части «космической сети», имеющую большую среднюю плотность, гравитация заставляет их в итоге сливаться. Большие же пустоты обычно лежат среди частей этой сети с более низкой плотностью, и гравитация соседних галактик может тянуть их в разные стороны, расширяя. Эти перемещения, по мнению ученых, очень напоминают то, как ведут себя пузыри в мыльной пене.