Международная команда ученых с участием российского вирусолога Анатолия Гмыля из МГУ имени Ломоносова исследовала вирусы животных, родственные тем, что вызывают острый гепатит А у человека (желтуху). В ходе работы установлено, что «предки» современного вируса гепатита А перешли к человеку от животных, а самому заболеванию около 25 млн лет. Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

Известно, что гепатит А «родственен» таким заболеваниям животных и человека, как ящур и полиомиелит. Все они вызываются представителями так называемого семейства пикорнавирусов. При этом гепатитом А болеют только высшие приматы и человек. Заражение зачастую происходит бытовым путем и через грязные руки. Вирус, вызывающий это заболевание, выделяется вместе с фекалиями в открытом виде, а в крови существует в защитной мембране из клетки инфицированного организма.

До недавнего времени ученые практически ничего не знали об истории этого вируса. Как правило, он не развивается в маленьких изолированных популяциях. Это ставило перед учеными вопрос о том, как он «пережил» ранний этап человеческой истории — времена небольших групп охотников и собирателей.

В ходе нового исследования ученые собрали 15987 фрагментов биологического материала (крови, тканей, экскрементов) мелких млекопитающих (ежей, землероек, тенреков, тупайи и др.). Команда выявила 13 ранее неизвестных вирусов, вызывающих гепатит у животных. При этом выяснилось, что по своему устройству и генетическому коду они близки вирусу гепатита А. Это позволило прийти к выводу о том, что «человеческий» вирус, поражающий печень, имеет животное происхождение. Вероятно, он попал к предкам человека и высших приматов непосредственно перед разделением семейства мартышковых и человекообразных обезьян — около 25 млн лет назад.

Вместе с тем, ученые подчеркивают, что их выводы имеют пока статус гипотезы и нуждаются в дальнейшей проверке на более представительном материале. В настоящее время у ученых имеется небольшое количество образцов вируса гепатита, изъятых у человекообразных обезьян.

При своевременной диагностике острый гепатит А успешно поддается лечению, чего, к сожалению, нельзя пока сказать о вирусных гепатитах В и С, вызывающих хроническое заболевание печени. Однако и в этом направлении наблюдается определенный прогресс. Недавно портал Научная Россия писал о достижении китайских медиков — открытии комбинации из трех противовирусных препаратов, практически полностью устраняющей один из подвидов вируса гепатита С.

[Публикация подготовлена Центром популяризации научных знаний МГУ им. М.В. Ломоносова.]