Генетики из института имени Жака Моно в Париже (Франция), под руководством доктора Эвы-Марии Гейгл (Eva-Maria Geigl) смогли пролить свет на то, как домашние кошки распространялись по миру в древности. Результаты их исследования, озвученные на 7-м международном симпозиуме по биомолекулярной археологии в Оксфорде, пересказывает сайт журнала Nature.

Гейгл с коллегами произвели генетический анализ 209 кошек из 30 захоронений на территории Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, возраст которых варьирует от 15 тыс. лет назад до XVIII века. Кошек хоронили вместе с людьми и древние египтяне, и викинги. При этом в центре внимания исследователей оказалась митохондриальная ДНК, которая в отличие от ядерной наследуется только по женской линии.

Выяснилось, что домашние кошки распространялись по миру двумя большими волнами. Первая имела место на заре сельского хозяйства, 12-9 тыс. лет назад, в Плодородном полумесяце и его окрестностях. Первые фермеры строили большие зернохранилища, которые привлекали грызунов, а те, в свою очередь, кошек, так что люди быстро оценили, как полезно держать последних рядом. Так что домашние кошки расселялись вместе со своими новыми хозяевами по всему Ближнему Востоку — в ДНК их митохондрий это очень четко «записано».

Вторая волна спустя несколько тысяч лет охватила уже практически всю Европу и Северную Африку, а началась она в Египте — соответствующая линия митохондриальной ДНК происходит именно отсюда. Очевидно, кошек брали с собой древние мореходы, из тех же соображений — чтобы те охраняли зерно от крыс и мышей.

Попутно французские ученые выяснили и другие интересные вещи из кошачьей истории. Например, что окраска серых полосатых котов (которая по-английски называется «табби») появилась в результате мутации только в Средневековье.

Доктор Гейгл посетовала, что генетические исследования кошек пока что гораздо менее популярны, чем генетические исследования собак, и денег на них выделяют не в пример меньше. Между тем, прошлое домашних котов во многом остается туманным — ученые даже не уверены, что их можно назвать полностью одомашненными, и затрудняются построить точную картину их происхождения от диких котов, с которыми они до сих пор могут скрещиваться.

«Мы можем исследовать и это тоже, — сказала Гейгл. — Нам просто нужны деньги».

Напомним, генетические изыскания показали, что собаки были одомашнены на гораздо раньше, чем до сих пор считалось, и произошло это, по-видимому, в Монголии или Непале.

Аналогичные методы исследования применяются и к диким животным. В результате, например, совсем недавно выяснилось, что генетическую историю слонов вообще нужно переписать.