Почему у коренных народов заполярного круга, инуитов, меньше риск сердечно-сосудистых заболеваний? Выяснить это взялся международный коллектив ученых под руководством Расмуса Нильсена (Rasmus Nielsen), популяционного генетика из Калифорнийского университета. Сравнение геномов разных народов показало, что геном инуитов приспособлен к рыбной диете, богатой жирными кислотами. Об этом пишет Science, где авторы работы опубликовали свои результаты.

Инуиты живут в самых экстремальных условиях, их диета не сильно разнообразна — это в основном рыба. При этом инуиты мало болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ученые предположили, что все дело в жирных кислотах, которые содержатся в рыбе, и которые, как полагают, снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний. Они сравнили ДНК 191 инуита, 60 европейцев и 44 китайских хань. Разница обнаружилась в 11-й хромосоме, гены которой отвечают за переработку жирных кислот в полезные для организма соединения. ДНК почти всех инуитов содержала одинаковую мутацию, в результате которой их организм производил меньше жирных кислот. ДНК большинства европейцев, принявших участие в исследовании, не имели этой мутации. А 15% хань имели. Ученые сделали вывод, что у инуитов эта мутация закрепилась, потому что их диета содержит достаточно рыбы. Вероятно, селекция мутации началась около 20 тысяч лет назад, когда эти народы расселились по берегу Северного ледовитого океана.

Результаты исследования не дают, однако, понимания, почему эта мутация ведет к уменьшению сердечных заболеваний у инуитов. Возможно, все дело в составе жирных кислот, которые поступают в организм с диетой. Когда ученые стали разбираться с этим вопросом, они обнаружили, что состав жирных кислот каким-то образом влияет на гормон роста — вот почему инуиты на 2 см короче европейцев в среднем по популяции.

По поводу мутации, которая влияет на обработку жирных кислот в организме инуитов, есть еще одно исследование. В 2012 году ученые под руководством Улфа Гулленштена (Ulf Gyllensten) из Университета Упсала (Швеция) выяснили, что благодаря особой мутации генов организм людей более эффективно перерабатывает жирные кислоты из растений. В ДНК шимпанзе и других древних человекообразных видов этой мутации нет. Нет ее и у инуитов: как считают авторы работы, у них осталась старая версия гена, отвечающего за жирные кислоты, поскольку их диета богата рыбой.

Несмотря на разногласия в интерпретации результатов исследования, оба руководителя работ считают их перспективными, потому что они ведут к персонализированной диете, основанной на генетике.