Международная группа ученых под руководством Клода Бушара (Claude Bouchard) из университета штата Луизиана (США) при участии специалистов из ФМКЦ физико-химической медицины (Москва) и Новосибирского государственного университета опубликовала в журнале PLOS ONE результаты масштабного исследования о том, связаны ли генетические особенности спортсменов и их выносливость.

Ученые собрали данные в общей сложности о 1520 профессиональных спортсменах, живущих в 10 странах и занимающихся видами спорта, требующими выносливости, например, бегом на длинные дистанции, причем 835 из них — спортсмены высочайшего уровня, участники мировых чемпионатов. Кроме того, были использованы данные еще о 2760 спортсменах, не имеющих выдающихся спортивных достижений.

Материалы были собраны в три этапа: вначале был проведен анализ данных, полученных в ходе проекта GENATHLETE о 315 спортсменах из Германии, Финляндии, Канады и США. Затем были добавлены данные о 60 японских спортсменах. Наконец, результаты были проверены на данных о примерно 1200 спортсменах из Австралии, Кении, Эфиопии, Польши, Испании, России и Японии. Для итоговой работы были отобраны 45 фрагментов ДНК (SNP), которые в рамках изучения начальной выборки вроде бы показали наибольшее различие у успешных и неуспешных спортсменов — участников исследования.

Однако по результатам проведенного метаанализа, учитывающего данные атлетов из большего числа стран, ни один из генов не показал значительной корреляции с тем, станет ли носитель определенного его варианта успешным бегуном или нет.

Кстати, первые попытки связать выносливость и генетические особенности спортсменов были предприняты еще в конце 1960-х годов, однако масштабных генетических исследований на этот счет тогда не проводилось.

Следует отметить, что вне зависимости от того, насколько успешно человек занимается тренировкой выносливости, эти занятия могут негативно сказаться на работе сердца.