В мировой истории известно немало случаев языковой экспансии. Чужие языки вводились насильно или распространялись из соседних регионов, постепенно поглощая диалекты и говоры. Каталонские физики Хоакин Форт и Неус Исерн смоделировали  феномен языковой экспансии для тех случаев, когда региональный язык подпадает под влияние языка соседей, процветающих экономически и социально.

Исследователи, в частности, проанализировали, как в 1961–1981 годах доминирующий английский язык постепенно вытеснил местный валлийский в Уэльсе. Используя математический аппарат современной физики, ученые нашли параметры, которые позволили определить скорость, с которой доминирующий язык географически распространялся по всему региону.

Как подчеркивают авторы работы, параметры вполне применимы к странам, правительство которых не слишком заинтересовано в сохранении местных языков. Созданная модель позволяет определить уровень угрозы уничтожения для местного языка. Такая информация может пригодиться для защиты языкового разнообразия, как, например, в Каталонии, где каталанский язык законодательно защищен от экспансии испанского.

Фото: Крамар , СС BY 3.0, через Wikimedia Commons