Посадочный модуль Philae («Филы»), который уже семь месяцев находится на комете Чурюмова-Герасименко, очнулся и установил связь с Землей, сообщает пресс-центр Европейского космического агентства (ESA). Комета приблизилась к Солнцу достаточно близко, чтобы солнечные батареи модуля выработали энергию для его реанимации, и теперь «Филы» начнет второй этап исследования поверхности небесного тела.

Модуль «Филы» отделился от космического аппарата Rosetta («Розетта») 12 ноября 2014 года и приземлился на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко. Он исследовал ее поверхность три дня, передал данные и снимки, а потом разрядился и затих. Работать от солнечных батарей он не мог, потому что приземлился под скалой в тени и ему не хватало энергии. Тогда специалисты ЕКА рассчитали, что модуль очнется весной 2015 года, когда комета подлетит поближе к Солнцу, и проработает до августа. Они настроили «Розетту» на прием сигнала от «Филы» еще 12 марта. И наконец, контакт установлен.

Европейский космический центр управления в Дармштадте поймал сигнал от «Филы» 13 июня в 22:28 по центрально-европейскому времени. Модуль передал более 300 пакетов данных, которые анализируют ученые из Германского аэрокосмического центра. Он был на связи 85 секунд. Скорее всего, модуль проснулся на несколько дней раньше, собрал данные, но не смог установить связь, а когда контакт состоялся, то передал не все. В его памяти еще осталось 8000 пакетов данных, и ожидается следующий сеанс, чтобы все это передать.

Сейчас на поверхности кометы минус 35 градусов Цельсия. Модулю доступно 24 ватта энергии, и он вполне работоспособен, уверены специалисты.

Напомним, что космический аппарат «Розетта» был запущен ЕКА в марте 2004 года. Он нацеливался на исследование кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. Аппарат достиг орбиты кометы в ноябре 2014 года, отправил на нее спускаемый модуль «Филы», начиненный изощренным научным оборудованием, и теперь летит вместе с объектом своего исследования вблизи Солнца.

Портал Научная Россия подробно рассказывал о миссии «Розетта», посадки и работе модуля «Филы».