Ученые из Университета МакГилла в Канаде и Бернского университета в Швейцарии выяснили, что работа мозга в момент сна, особенно в фазе быстрого сна, имеет критическое значение для процесса формирования воспоминаний. В экспериментах на мышах они показали, что искусственное подавление активности мозга во время этой фазы сна ведет к нарушениям в работе памяти. Статья опубликована в журнале Science, кратко о результатах исследования рассказывает BBC News.

Управлять мозговой активностью мышей исследователи смогли с использованием оптогенетики. Метод позволяет создавать генетически модифицированные клетки с ионными каналами, реагирующими на свет разной длины волны. В данном случае с помощью света ученые влияли на ритмы мозга, резко сокращая колебания в тета-диапазоне. Если это воздействие приходилось на фазу быстрого сна, после пробуждения ученые наблюдали проблемы с памятью у животных. Например, если мыши давали уже знакомый ей объект, она исследовала его так, как обычно исследует новый.

Работа ученых открывает перспективы для новых исследований, связанных с быстрой фазой сна и характерными для нее видами мозговой активности. Так, в частности, ученые предлагают изучить, как меняются и меняются ли эти процессы, например, при болезни Альцгеймера.

Кстати, недавно было доказано, что фаза быстрого сна присутствует также у рептилий.