Психологи из Техасского университета в Остине (США), под руководством Райана Бойда (Ryan L. Boyd) и Джеймса Пеннебейкера (James W. Pennebaker) нашли убедительное доказательство тому, что пьеса «Двойное вероломство», опубликованная 300 лет назад и приписываемая Уильяму Шекспиру, действительно принадлежит перу великого английского драматурга. До сих пор большинство литературоведов считали эту пьесу фальшивкой. Подробные результаты исследования опубликованы в журнале Psychological Science, кратко их пересказывает газета Indenendent.

Пьесу «Двойное вероломство» (Double Falsehood), которая имеет также второе название «Огорченные любовники» (Distressed Lovers), опубликовал в 1728 г. театральный импрессарио Льюис Теобальд. Теобальд утверждал, что взял ее из рукописи Шекспира, позже сгоревшей в огне. Пьеса основана на истории Каденио из романа Сервантеса «Дон Кихот».

В «Двойном вероломстве» есть немало типично шекспировских мотивов: любовная связь герцога с крестьянкой; женщина, переодетая в мужчину; перехваченные письма и общий трагикомический настрой. Тем не менее, большинство литературоведов до сих пор считали авторство Шекспира сомнительным. В частности, пьесу считал фальшивкой — и много раз заявлял об этом в резкой форме — знаменитый поэт XVIII в. Александр Поуп.

Чтобы разрешить давний спор, ученые из Техаса подвергли текст пьесы лингвистическому анализу. Сначала они, с помощью специальной компьютерной программы, проанализировали 33 пьесы Шекспира, 9 пьес его соавтора Джона Флетчера и 12 — самого Теобальда. Таким образом был составлен «лингвистический профиль», который затем сравнили с «Двойным вероломством». Анализировалась частота употребления в тексте служебных слов и частей речи (местоимений, предлогов и артиклей) и слов, относящихся к разным категориям (эмоции, семья, сенсорное восприятие, религия).

Результаты анализа удивили авторов, однозначно указав на то, что «Двойное вероломство» действительно написал Шекспир. «Если честно, я был поражен тем, насколько однозначным оказался сигнал, говорящий об авторстве Шекспира, — говорит Бойд. — Начиная исследование с чистого листа, я полагал, что, скорее всего, имею дело с несомненной подделкой под шекспировский текст, которая будет интересна разве что в качестве таковой».

Авторы исследования также отмечают, что компьютерный метод лингвистического анализа может «нарисовать очень подробную картину того, кем является этот человек [автор], как он или она думает, и о чем думает», — цитирует их слова газета Los Angeles Times.

Методы современной науки позволяют раскрыть секреты многих произведений искусства, созданных в прошлом. Например, не так давно астрономы рассчитали до минуты точное время и место написания пейзажа Клода Моне «Этрета, закат».