Генетики из Стэнфордского университета (США), под руководством Джонатана Причарда (Jonathan Pritchard) выяснили с помощью инновационной методики, как эволюционировали британцы за последние 2000 лет. Результаты их исследования, изложенные в статье в онлайн-журнале bioRxiv, пересказывает сайт журнала Nature.

До сих пор подобный генетический анализ основывался либо на изучении ДНК древних людей, либо на сравнении близкородственных популяций — однако и то, и другое не всегда возможно. Стэнфордские ученые применили инновационный метод, основанный на статистическом анализе последовательностей всего генома. Пока что таким способом можно заглянуть в прошлое только на 2000 лет, однако результаты при этом получаются точные. Всего для данного исследования были проанализированы последовательности ДНК 3195 британцев, собранные в рамках глобального проекта по изучению геномов 10 000 жителей страны.

Анализ показал, что эволюция среди британцев в последние 2000 лет шла по нескольким главным направлениям. Во-первых, среди них стало больше светловолосых и голубоглазых. Во-вторых, у большего числа островитян появился ген, отвечающий за выработку в организме лактазы — фермента, позволяющего переваривать молоко. Наконец, в среднем британцы стали выше. Последний вывод особенно интересен, так как рост определяется сложным сочетанием десятков и сотен тысяч взаимодействующих друг с другом генов.

Среди других, не столь бросающихся в глаза признаков, которые усилились у жителей Британских островов со времени Рождества Христова, отметим больший размер головы у новорожденных детей и более позднее наступление первой менструации у женщин.

Конечно, таким образом можно изучить не только британцев, но и любую человеческую популяцию, вплоть до всего человечества — только тогда, конечно, потребуется гораздо больше работы. Это открывает широкие перспективы.

«Это пока только спекуляции, но я бы предположил, что есть много других пока еще неизвестных генетических вариаций, ответственных за иммунный ответ и аутоиммунные заболевания», — прокомментировала исследование коллег генетик Лора Шейнфельдт (Laura Scheinfeldt) из университета Темпла в Филадельфии (США).

Генетические исследования позволяют пролить свет на многие загадки древней истории человечества. Например, недавно ученые таким образом выяснили, что наши предки-кроманьонцы принесли болезни из Африки и заразили ими неандертальцев.