Международная группа ученых под руководством Анны Маклеод (Anna McLeod) представила новые наблюдения колоссальных столпообразных газопылевых структур внутри Туманности Киля, выполненные с помощью инструмента MUSE, установленного на Очень Большом Телескопе ESO. Статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, краткий обзор исследования доступен на сайте обсерватории.

Преимущество инструмента MUSE — его способность создавать одновременно тысячи изображений туманности, каждое на отдельной длине волны. Это позволяет строить карты распределения химических и физических свойств вещества в различных точках туманности.

На снимках можно увидеть гигантские облака пыли и газа внутри области звездообразования, лежащей на расстоянии 7500 световых лет от нас. Ученым удалось проследить ясную связь между излучением близлежащих массивных звезд и свойствами газопылевых столпов. Они проанализировали воздействие высокоэнергетического излучения звезд на вещество этих образований — этот процесс ионизации газа с последующим его рассеянием в пространстве называется фотоиспарением. Наблюдая последствия фотоиспарения, в том числе потерю столпами массы, ученые смогли установить отчетливую корреляцию между количеством ионизирующего излучения близлежащих звезд и рассеянием вещества «колонн» в пространстве.

Выглядят «колонны» плотными и мощными, но в действительности это очень разреженные облака газа и пыли. Впрочем, ученые предполагают, что возможно, излучение массивных звезд и звездные ветры от них на самом деле создают внутри «столпов» более плотные участки, в которых могут постепенно сформироваться новые звезды.