Физиолог Дж. Эндрю Посписилик (J. Andrew Pospisilik) из Института Макса Планка (Германия) и его коллеги исследовали функционирование гена Trim28 у лабораторных мышей. Выяснилось, что у животных, склонных к избыточному весу, этот ген был малоактивен. Ученые предполагают, что подобный эпигенетический механизм может действовать и у людей. Об исследовании рассказывает Science.

Грызуны, участвовавшие в эксперименте, имели только одну копию гена Trim28, но одни были чересчур худые, у других наблюдался лишний вес, и лишь у некоторых конституция тела была нормальной. Ученые проверили активность гена у животных. Выяснилось, что Trim28 контролирует активность другой группы генов, работая как эпигенетический модификатор. Предыдущие исследования указывают на связь этих генов с весом. Было установлено, что они влияют на жировую клетчатку, а также гипоталамус — область мозга, управляющую чувством голода.

Функции генов остаются непроясненными, однако ученые предполагают, что Trim28 помогает сформировать эпигенетический «переключатель», который и определит склонность индивида к ожирению.

В отличие от мышей, люди имеют два набора Trim28. Чтобы проверить свою гипотезу, ученые забрали образцы жировой клетчатки у детей, находящихся на лечении в хирургическом отделении одной из больниц. Выяснилось, что у детей с избыточным весом, активность Trim28 была аномально низкой. Исследователи также проанализировали данные от 13 пар однояйцевых близнецов, в которых один из них страдал ожирением. Оказалось, что активность Trim28 у тучных «половин» сравнительно низка.

Эндрю Поспилик предполагает наличие нескольких факторов, которые могут вызвать ожирение у детей, таких как курение и пищевые привычки матери во время беременности. Однако все больше вопросов ученых вызывает этот генетический триггер, который стоит у «переключателя ожирения».

«Исследование дает нам новый потенциальный механизм ожирения. Это может быть хорошей новостью для исследователей, которые ищут способы предотвратить или обратить вспять это состояние. Может быть несколько подтипов ожирения, которым требуются разные методы лечения», — комментирует новость Жанна Макэффри (Jeanne McCaffery), генетический эпидемиолог из университета Брауна (США), которая не принимала участие в исследовании.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что недосыпание родителей ведет к ожирению у детей.