Американские ученые нашли способ увеличить эффективность химиотерапии и снизить количество побочных эффектов. Об этом сообщает журнал Science.

Химиотерапия является основой в лечении рака последние десятилетия. Большинство из применяемых препаратов токсичны для здоровых клеток, а другим требуется слишком много времени для воздействия на опухоли. Исследователи из университета Северной Каролины сообщают, что нашли способ решения обеих этих проблем. Они использовали электрические поля, в частности, для лечения сложных опухолей у животных, что увеличило концентрацию лекарственных соединений в опухоли. «Предварительные данные выглядят весьма многообещающе», — говорит сторонний эксперт, инженер-химик из Массачусетского Института технологий в Кембридже Роберт Лангер (Robert Langer).

Руководитель исследования, химик из университета Северной Каролины (США) Джозеф ДеСимон говорит, что заинтересовался механикой лечения опухолей после нескольких лет разработки новых подходов к действию пероральных препаратов. Кроме того, он недавно потерял близкого коллегу, больного раком поджелудочной железы, который, как и многие другие, пострадал от побочных эффектов химиотерапии.

За последние несколько лет несколько исследовательских групп показывали, что возможно использование малых электрических полей для передачи лекарственных средств при глазных заболеваниях и заболеваниях мочевого пузыря. ДеСимон и его коллеги решили использовать тот же механизм для передачи химиотерапевтических препаратов в твердые опухоли. Для этого они создали устройство с небольшим резервуаром для хранения жидкого препарата для химиотерапии. В этот резервуар также поместили один из двух электродов, создающий электрическое поле, необходимое для передачи препарата в окружающие опухоль ткани. При глубоких опухолях один из резервуаров имплантировали в ткани рядом с опухолью, а второй резервуар — в противоположную от опухоли сторону.

Таким образом, создавалось электрическое поле, ускоряющее передачу лекарства. Для воздействия на подкожные опухоли у мышей резервуар с электродом накладывали на кожу чуть выше опухоли, в то время как второй электрод — на кожу на противоположной стороне тела животного. В этом случае электрическое поле, возникающее между двумя электродами, толкает лекарство через кожу сразу в опухоль.

ДеСимон утверждает, что новый механизм дает надежду на повышение эффективности химиотерапии и уменьшение ее побочных эффектов. Но пока не ясно, как эти устройства будут работать на людях.